Музыкальный жест как средство композиции: некоторые наблюдения

Аннотация

С тех пор, как Лючано Берио предложил понятие «музыкального жеста», ведущие современные композиторы реализуют его в своих композициях. «Музыкальный жест» берет начало в исполнительской практике, но произрастает из разных музыкантских ощущений: в то время как Булез опирается на свой дирижерский опыт, Лахенман, Фелдман и Фернихоу обращаются к «чувству инструмента», будь то фортепиано, виолончель или флейта. Русские композиторы не остались в стороне: Прокофьев и Стравинский обращаются к хореографическому жесту, Шнитке и Губайдулина исходят из концептуалистских практик. Композиторский жест, движимый исполнительской энергией, становится новым «строительным материалом» музыкальной композиции.

Использованная литература

1. Долинская Е. Б. Прокофьев и Мясковский. Год 1927. И не только. [Электронный ресурс] URL: http://myaskovsky.ru/?id=39 (дата обращения: 20.07.2017).

2. Стравинский И. Ф. Хроника. Поэтика. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. 368 c.

3. Цареградская Т. В. Атака звука и ее структурные последствия в музыке Мортона Фелдмана // Музыка и время. 2012. № 4. С. 8–11.

4. Цареградская Т. В. Пьер Булез. Жест композитора // Искусство музыки: теория и история. 2014. № 9. С. 62–84.

5. Цареградская Т. В. Хельмут Лахенман и его Второй квартет: «большое приключение» в мире звука // Израиль ХХI — Музыкальный журнал. № 50 (март 2015). [Электронный ресурс] URL: http://www.21israel-music.net/Lachenmann_Quartet.htm (дата обращения: 20.07.2017).

6. Цареградская Т. В. Лучано Берио в поисках Гестуса // Израиль ХХI — Музыкальный журнал. № 55 (январь 2016). [Электронный ресурс] URL: http://www.21israelmusic.net/Berio_Brecht.htm (дата обращения: 20.07.2017).

7. Цареградская Т. В. Брайан Фернихоу: очарование музы кального жеста // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 2 (17). С. 155–175.

8. Цареградская Т. В. Секвенция № 5 для тромбона: Берио и Грок // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. 2014. № 1 (8). С. 24–34.

9. Berio L. Du geste et de Piazza Carità // Berio L. Scritti sulla musica. Torino: Giulio Einaudi editore s.p.a., 2013. 569 p.

10. Berio L. Preface to Sequenza V for trombone solo. Wien: Universal Edition, 1966.

11. Berio L. Sequenza V for trombone. Author’s note. Centro Studi Luciano Berio. [Электронный ресурс] URL: http://www.lucianoberio.org/en/node/52 (дата обращения:
20.07.2017).

12. Boulez P. Leçons de musique (Points de repère, III). Paris: Christian Bourgois, 2005. 759 p.

13. Feldman M. Give My Regards to the Eighth Street: Collected Writings / ed. by B. H. Friedman. Cambridge: Exact Change, 2000. 222 p.

14. Feldman M. Morton Feldman Says: Selected Interviews and Lectures 1964–1987 / ed. by Chris Villars. L.: Hyphen Press, 2006. 303 p.

15. Ferneyhough B. Collected Writings / ed. by J. Boros and R. Toop. Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 1995. 534 p.

16. Goldman J. The Musical Language of Pierre Boulez. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. 244 p.

17. Gritten A., King E. Introduction // Music and Gesture / ed. by A. Gritten and E. King. Farnham: Ashgate Publishing Limited, 2006. P. ХVIII — XXV.

18. Hatten R. Schubert the Progressive: The Role of Resonance and Gesture in the Piano Sonata in A, D.959 // Intégral. Vol. 7. 1993. Р. 78–81.

19. Hatten R. Interpreting Musical Gestures, Topics and Tropes; Mozart, Beethoven, Schubert. Bloomington: Indiana University Press, 2004. 358 p.

20. Hatten R. S. A Theory of Musical Gesture and its Application to Beethoven and Schubert // Music and Gesture / ed. by A. Gritten and E. King. Farnham: Ashgate, 2006. Р. 1–23.

21. Jensenius A. R., Wanderley M. M., Godøy R.I., Leman M. Musical Gestures: Concepts and Methods in Research // Musical Gestures: sound, movement, and meaning / ed. by R. I. Godøy and M. Leman. N. Y.: Routledge, 2010. Р. 12–35.

22. Johnson M. The Body in the Mind: The Bodily Basis of Reason and Imagination. Chicago: University of Chicago Press, 1987. 268 p.

23. Lachenmann H. Grido // Lachenmann H. Grido. Reigen selige Geister. Gran Torso. Booklet. KAIROS, 2007.

24. Lidov D. Mind and Body in Music // Semiotica 66. № 1/3, 1987. Р. 69–97.

25. O’Hara F. New Directions in Music: Morton Feldman // Feldman M. Give My Regards to the Eighth Street: Collected Writings / ed. by B. H. Friedman. Cambridge: Exact Change, 2001. P. 211–217.

26. Osborne N. Editorial // Contemporary Music Review. 1984. V. 1. № 1. Р. I–II.

27. Schneider A. Music and gestures: A Historical Introduction and Survey of Earlier Research // Musical Gestures: sound, movement, and meaning / ed. by R. I. Godøy and M. Leman. N. Y.: Routledge, 2010. Р. 69–100.

28. Zbikovski L. M. Musical Gesture and Musical Grammar: A Cognitive Approach // New Perspectives on Music and Gesture / ed. by A. Gritten and E. King. Farnham: Ashgate, 2011. P. 83–98.