В статье на основе переписки Рихарда Штрауса и Гуго фон Гофмансталя, а также других документальных источников подробно освещается сложный и длительный процесс создания оперы «Женщина без тени», от первых набросков либретто (1910) до премьеры в 1919 году. Эта опера, которой оба соавтора придавали огромное значение, может рассматриваться как их совместный opus magnum, которому присущи итоговые черты. Гофмансталь очень долго и тщательно работал над либретто, объединив в нем множество источников, сюжетных мотивов, цитат, отсылок к различным текстам европейской культуры. Созданная им волшебная сказка, изобилующая символами, аллегориями и театральными «чудесами» и вместе с тем заключающая в себе высокую этическую идею, наследует традициям барочного и классицистского театра. Сочиненной на этой основе опере Штрауса также свойствен обобщающий, суммирующий характер. По разнообразию и богатству выразительных средств эта масштабная партитура беспрецедентна для всего предшествующего творчества композитора. Она объединяет в себе как композиционные новации его экспрессионистских опер («Саломея», «Электра»), так и детализированность, камерность письма и новую трактовку голоса, найденные в «Ариадне на Наксосе». Одновременно «Женщина без тени» подводит итог развитию оперного театра начиная с Вагнера. С одной стороны, воздействие Вагнера (и, конкретно, его последней музыкальной драмы «Парсифаль») в штраусовской партитуре несомненно. С другой— «Женщина без тени» венчает развитие жанра «сказочной оперы», который переживал расцвет в немецкоязычных странах после Вагнера и считался плодотворной альтернативой оперной продукции многочисленных вагнеровских подражателей. Штраус и Гофмансталь поднимают «сказочную оперу», расцветшую на непритязательном фольклорном материале, до уровня высоких философско-этических обобщений и тем самым словно возвращают ее к метафизическим вагнеровским первоистокам. Таким образом «Женщина без тени», поставленная уже после Первой мировой войны, становится последней вершиной немецкой романтической оперы, объединяющей ее разнонаправленные тенденции.
1. Власова Н. «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса— Гуго фон Гофмансталя: история в письмах // Научный вестник Московской консерватории. 2015. №4. С. 140–175.
2. Гёте И. В. Тайны // Гёте И. В. Тайны. Сказка; Р. Штайнер. О Гёте. М.: Энигма, 1996. С. 8–27.
3. Кесслер Х. [О Дягилеве, Родене, Рильке]. Дневники 1911–1914 / пер. с нем. Т. Верещагиной. М.: Аграф, 2017. 480 с.
4. Рихард Штраус и Ромен Роллан: Переписка. Выдержки из дневника / пер. М. П. Волконского; вступ. ст., примеч. А. А. Николаева. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960. 214 с.
5. Bekker P. “Die Frau ohne Schatten” // Bekker P. Kritische Zeitbilder. Berlin: Schuster & Loeffler, 1921. S. 118–134.
6. Bienenfeld E. Feuilleton: “Die Frau ohne Schatten” // Neues Wiener Journal. 11. Oktober 1919. S. 3–4.
7. Brzoska M. Traditionsbezüge und Traditionswechsel in der Theater-Dramaturgie von Richard Strauss // Richard Strauss und das Musiktheater: Bericht über die Internationale Fachkonferenz in Bochum, 14.–17. November 2001 / hrsg. von J. Liebscher. Berlin: Henschel Verlag, 2005. (Veröffentlichungen der Richard-Strauss-Gesellschaft; Bd. 19). S. 61–70.
8. Hugo von Hofmannsthal. Sämtliche Werke: Kritische Ausgabe. Bd. XXV.I: Operndichtungen 3.1 / hrsg. von H.-A. Koch. Frankfurt/Main: S. Fischer Verlag, 1998. 780 S.
9. Konrad C. “Die Frau ohne Schatten” von Hugo von Hofmannsthal und Richard Strauss: Studien zur Genese, zum Textbuch und zur Rezeptionsgeschichte. Hamburg: Karl Dieter Wagner, 1988. 393 S.
10. Korngold J. Feuilleton: Operntheater: “Die Frau ohne Schatten” // Neue Freie Presse. 11. Oktober 1919. S. 1–4.
11. Lesnig G. 75 Jahre “Die Frau ohne Schatten” // Richard Strauss-Blätter. Neue Folge. H. 32. Dezember 1994. S. 3–83.
12. Richard Strauss— Hugo von Hofmannsthal: Briefwechsel / hrsg. von W. Schuh. Zürich: Atlantis Musikbuch-Verlag, 1978. 751 S.
13. Richard Strauss. Zum 50. Geburtstage des Tondichters (11. Juni) // Neues Wiener Journal. 6. Juni 1914. S. 4.
14. Specht R. Die Frau ohne Schatten: thematische Einführung. Berlin: Fürstner, 1919. 150 S.
15. Strauss R. Erinnerungen an die ersten Aufführungen meiner Opern // Richard Strauss. Dokumente: Aufsätze, Aufzeichnungen, Vorworte, Reden, Briefe / hrsg. von E. Krause. Leipzig: Verlag Philipp Reclam, 1980. S. 135–153.
16. “Der Strom der Töne trug mich fort”. Die Welt um Richard Strauss in Briefen / hrsg. von F. Grasberger. Tutzing: Schneider, 1967. 556 S.
17. Zweig S. Die Welt von Gestern. Kapitel 17: Incipit Hitler. URL: https://gutenberg.spiegel. de/buch/die-welt-von-gestern-6858/17 (дата обращения: 20.07.2019).