Наследие барочной оркестровки в ранних симфониях Й. Гайдна: прием colla parte

Аннотация

Прием colla parte — ​одно из связующих звеньев барочной и раннеклассической оркестровки. В статье на его примере прослеживается связь оркестрового стиля ранних симфоний Гайдна с предшествующей барочной эпохой. Явление colla parte рассматривается расширительно — ​не только как письменное указание какому-либо инструменту играть по партии другого, но и как прием тотальной дублировки даже при отсутствии соответствующего обозначения. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с трактовкой партий фагота и альта, которые при игре colla parte, как правило, не выписывались в партитуре подробно.

Использованная литература

1. Барсова И. Очерки по истории партитурной нотации (XVI — первая половина XVII века). М.: МГК имени П. И. Чайковского, 1997. 571 с.

2. Березин В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. М.: ИОСО РАО, 2000. 388 с.

3. Катунян М. Учение о композиции Генриха Шютца // Генрих Шютц: сб. статей. М.: Музыка, 1985. С. 76–118.

4. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века: в 3-х ч. Ч. 3. М.: Композитор, 2007. 376 с.

5. Насонов Р. Два взгляда на Младенца Христа (история Рождества в интерпретации Х. Шютца и И. С. Баха). Очерк второй: «Как мне принять Тебя?» // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 2. С. 52–71.

6. Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки // Н. Римский-Корсаков. Полное собрание сочинений: в 7 т. Т. III. М.: Музгиз, 1959. XIV, 805 c.

7. Семенов Ю. Предъистория композиторской инструментовки: западноевропейский ренессанс и барокко. Дис. ... канд. искусствоведения. М.: МГК имени П. И. Чайковского, 1993. 97 с.

8. Becker H. Einleitung // Geschichte der Instrumentation / Das Musikwerk. Heft 24. Köln: Arno Volk, 1964. S. 9–36.

9. Braun J., Gerlach S. Kritischer Bericht // Joseph Haydn Werke. Reihe 1. Bd. 3: Sinfonien 1761 bis 1763. Partitur. München: G. Henle Verlag, 1990. S. 189–223.

10. Colla // Риман Г. Музыкальный словарь / пер. с 5-го немецкого издания Б. Юргенсона. М.: П. Юргенсон, 1901. С. 649.

11. Colla parte // Гаррас А. Ручной музыкальный словарь, с прибавлением биографий известных композиторов, артистов и дилетантов. М.: Типография Александра Семена, 1850. C. 39.

12. Colla parte; colla voce // Музыкальный словарь Гроува / ред. Л. Акопян. М.: Практика, 2001. C. 1065.

13. Copiste // Rousseau, J. J. Dictionnaire de Musique. Paris: Chez la veuve Duchesne, 1768. P. 123–131.

14. Gerlach S. Haydns Orchesterpartituren. Fragen der Realisierung des Textes // Haydn-Studien. Bd. V. Heft 3. Köln: Joseph Haydn-Institut, 1984. S. 169–183.

15. Gerlach S. Joseph Haydns Sinfonien bis 1774. Studien zur Chronologie // Haydn Studien. Bd. VII. Hefte 1/2. Köln: Joseph Haydn-Institut, 1996. S. 1–287.

16. Haydn J. Erklärungen // JHW. Reihe XXVII. Bd. 2: Applausus. Partitur. München: G. Henle Verlag, 1969. S. 1–2.