«Не пригодится ли впоследствии». Учебные пьесы и инструментовки Чайковского

Аннотация

Предлагаемая статья представляет собой комплексное исследование малоизученной сферы творческого наследия П. И. Чайковского — его ученических работ. Эта группа сочинений датируется 1863–1864 годами, когда будущий композитор проходил обучение в классе инструментовки А. Г. Рубинштейна в Санкт-Петербургской консерватории. Особый интерес к данной области продиктован, главным образом, тенденциями современного исторического и теоретического музыкознания. В последнее время в исследовательской литературе часто обсуждается тема профессионального становления композитора на фоне определенного исторического этапа музыкального образования. Рассмотрение этой темы на примере одного из самых выдающихся представителей музыкального искусства имеет особую важность и интерес. Сохранилось 19 ученических работ Чайковского. Среди них 15 оригинальных пьес для различных инструментальных составов и 4 инструментовки произведений других композиторов. В статье освещена история написания работ, воссоздан контекст их появления в учебном курсе Санкт-Петербургской консерватории, проанализирована специфика авторской записи пьес и отмечены особенности музыкальной композиции. Ученические работы Чайковского представлены и как уникальные свидетельства композиторского образованияв начальный период работы Санкт-Петербургской консерватории, и как первые творческие опыты Чайковского, в которых он проявил себя весьма неординарно, и как область находок целого ряда композиционных приёмов, использованных позднее. Исследование ученических работ показало, что данная область является важным компонентом наследия великого композитора, и знакомство с ней поможет лучше понять характерные черты творческого облика Чайковского вообще.

Использованная литература

1. Адэр Л. О. Дмитрий Шостакович в классе инструментовки в 1920–1922 годах: этапы профессионального роста // Дмитрий Шостакович: Исследования и материалы. Вып. 3 /  ред.-сост. О. Дигонская, Л. Ковнацкая. М.: DSCH, 2011. С. 3–45.

2. Адэр Л. О. Дмитрий Шостакович —  ученик Петроградской-Ленинградской консерватории //  Современное музыкознание в мировом научном про стран стве. Сб. статей /  сост. и науч. ред. Е. Н. Дулова. Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2010. С. 327–336. (Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 23).

3. Антипов В. О двух консерваторских сочинениях Рахманинова // Новое о Рахманинове. Сб.  статей /  ред.-сост. И. А. Медведева. М.: Дека-ВС, 2006. С. 135–146.

4. Антипов В. И. Годы учения Сергея Рахманинова. Становление ма стера // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнитель ство. Тезисы IV международной научно-практической конференции 25 января 2008 г. Ч. I. Тамбов, 2008. С. 3–11.

5. Бессель В. В. Мои воспоминания об Антоне Григорьевиче Рубинштейне (1829–1894) // Русская  старина. Т. 94. 1898. С. 351–374.

6. Вайдман П. Е. Творческий архив П. И. Чайковского. М.: Музыка, 1988. 176 с.

7. Вайдман П. Е. П. И. Чайковский: Новые  страницы биографии. По материалам рукописей ученических работ композитора // Петербургский музыкальный архив. Сборник статей и материалов. Вып. 2 / редколл. Ф. В. Панченко, Т. З. Сквирская (отв. ред.), В. А. Сомов. СПб.: Канон, 1998. С. 134–143.

8. Влад А. В доме П. И. Чайковского: [беседа с М. И. Чайковским] //  Семья. 1897. № 42. 19 октября. С. 2–5.

9. Дигонская О. Первый опус Мити Шостаковича (К проблеме датировки Скерцо op. 1) // Шостакович-Urtext. Сборник статей / ред.-сост. М. П. Рахманова. М.: Дека-ВС, 2006. С. 170–205.

10. Дни и годы П. И. Чайковского. Летопись жизни и творчества /  сост. Э. Е. Зайденшнур, В. А. Киселёв, А. А. Орлова, Н. В. Шеманин. Под ред. В. В. Яковлева. М.; Л.: Государственное музыкальное издательство, 1940. 744 с.

11. Кашкин Н. Д. Воспоминания о П. И. Чайковском. М.: Государственное музыкальное издательство, 1954. 226 с.

12. Кириллина Л. В. Бетховен и теория музыки XVIII —  начала XIX веков: автореф. дис. … канд. иск. М., 1989. 24 с.

13. Кириллина Л. Творческий процесс Бетховена в связи с теоретическими учениями XVIII века //  Процессы музыкального творчества. Сб. трудов РАМ имени Гнесиных. Вып. 130 / Отв. ред. Е. В. Вязкова. М., 1993. С. 25–36.

14. Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2 т. Т. I. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. 536 с.

15. Ларош Г. А. Избранные  статьи: в 5 выпусках. Вып. 2: П. И. Чайковский /  отв. ред. А. А. Гозенпуд. Л.: Музыка, 1975. 368 с.

16. Музы кальное наследие Чайковского. Из и стории его произведений /  редкол. К. Ю. Давыдова, В. В. Протопопов, Н. В. Туманина. М.: Издательство АН СССР, 1958. 542 с.

17. Полоцкая Е. Е. П. И. Чайковский и  становление композиторского образования в России: дис. … докт. иск. М., 2009. 435 с. + прил. (436–719 с.).

18. Полоцкая Е. Е. О специально сти «Теория музыки» в первых русских консерваториях (по материалам архивов) //  Из и стории отече ственной музы кальной культуры: неизве стные  страницы: сб.  статей /  со ст. и отв. ред. Е. С. Дерунец. М., 2011. С. 47–63.

19. Прошлое русской музыки: Материалы и исследования. Вып. I: П. И. Чайковский. Пг.: Книгоиздательство «Огни», 1920. 184 с.

20. Рубец А. И. Воспоминания о первых годах Петербургской консерватории // Новое время. 1912. № 13096. 27 августа. С. 4.

21. Рубинштейн А. Г. Литературное наследие. В 3 т. Т. 1: Статьи. Книги. Докладные записки. Речи /  сост., текстолог. подготовка, коммент. и вступ.  ст. Л. А. Баренбойма. М.: Музыка, 1983. 215 с.

22. Спасская А. Л. Товарищеские воспоминания о П. И. Чайковском //  Русская музыкальная газета. 1899. № 44. 31 октября. Стлб. 1113–1118.

23. Тематико-библиографический указатель сочинений П. И. Чайковского / ред.-сост. П. Е. Вайдман, Л. З. Корабельникова, В. В. Рубцова. 2-е изд. М.: П. Юргенсон, 2006. LXXX, 1107 с.

24. Туманина Н. В. Чайковский. Путь к мастерству. 1840–1877. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. 559 с.

25. Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М.: Музыка, 1988. 511 с.

26. Чайковский П. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка: в 17 т. Т. II: музыкально-критические  статьи /  подгот. В. В. Яковлевым. М.: Государственное музыкальное издательство, 1953. 437 с.

27. Чайковский П. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка: в 17 т. Т. V: письма 1848–1875 / подгот. Е. Д. Гершовским, К. Ю. Давыдовой и Л. З. Корабельниковой. М.: Государственное музыкальное издательство, 1959. 
XI, 518 с.

28. Чайковский П. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. VII:  письма 1878 /  подгот. Е. Д. Гершовским и И. Г. Соколинской. М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. 644 с.

29. Чайковский П. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка: в 17 т. Т. XIV:  письма 1887–1888 /  подгот. Н. Н. Синьковской и И. Г. Соколинской. М.: Музыка, 1974. 717 с.

30. Чайковский П. И. [Автобиография]. Публикация и перевод с немецкого А. Н. Познанского // П. И. Чайковский. Забытое и новое. Альманах. Вып. 2 / со ст. П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. М., 2003. С. 302–311.

31. Эпизоды жизни П. И. Чайковского в документах. Публикация А. Г. Айнбиндер // Неизвестный Чайковский /  науч. ред. и сост. П. Е. Вайдман. М.: П. Юргенсон, 2009. С. 301–344.

32. Kohlhase T. Tschaikowskys Studium und Kompositionen am Petersburger Konservatorium //  Tschaikowsky-Gesellschaft. Mitteilungen 8 (2001). S. 15–31.

33. Lossewa O. «Zwanzig Jahre später» —  Clara Schumann in Petersburg und Moskau im Jahre 1864 // Schumann-Studien 6 / hrsg. von G. Nauhaus. Sinzig: Verlag Dr. G. Schewe, 1997. S. 147–164.