Некоторые особенности гармонии и формообразования в первой части Десятой симфонии Малера

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые специфические особенности музыкального языка позднего Малера, связывающие его последнее произведение с новыми течениями в музыке XX века. Анализируются строение гармонической вертикали, воздействие структуры обертонового ряда на гармонию, специфические приемы развития музыкального материала и новые принципы строения музыкальной формы.

Использованная литература

1. Барсова И. Симфонии Густава Малера. М.: Советский композитор, 1975. 496 с.

2. Барсова И. Симфонии Густава Малера. 2-е изд. СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2010. 584 с.

3. Барсова И. Трижды лишенный родины // Музыкальная академия. 1994. №1. С. 177–181.

4. Малер Г. Письма / сост. И. Барсова, Д. Петров. СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2006. 892 с.

5. Bouwman F. Gustav Mahler (1860–1911). Tenth Symphony (1910). Bibliography of primary and secondary sources. Den Haag: Bouwman, 1996. 86 p.

6. Cooke D. The history of Mahler’s Tenth Symphony // Gustav Mahler. A performing version of the draft for the Tenth Symphony prepared by Deryck Cooke in collaboration with Bertold Goldschmidt, Colin Matthews, David Matthews. N. Y.: Assotiated Music Publishers, INC; L.: Faber Music LTD, 1976. P. IX–XIV.

7. Floros C. Gustav Mahler: in 3 Bde. Band III: Die Symphonien. Wiesbaden: Breitkopf und Härtel, 1985. 336 S.

8. Ratz E. Vorwort // Gustav Mahler. X. Symphonie. Faksimile nach der Handschrift / Hg. von Erwin Ratz. München: Ricke; Meran: Laurin, 1967. S. 3–4.

9. Rothkamm J. Gustav Mahlers Zehnte Symphonie. Entstehung, Analyse, Rezeption. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2003. 343 S.

10. Schaefer H. Die Musikautographen von Gustav Mahler // Gustav Mahler. Briefe und Autographen aus den Moldenhauer-Archiven in der Bayerischen Staatsbibliothek. München: Bayerischen Staatsbibliothek, 2003. S. 69–237.