Новации — интуиция — смысл: «Маятник Фуко» Владимира Тарнопольского

Аннотация

«Маятник Фуко» для большого ансамбля (2004) В. Тарнопольского адресует слушателей к одноименному роману У. Эко. Обращаясь к спектральной технике, автор музыки преломляет ее по-своему. Оригинальна композиционная идея произведения, с ее модуляцией из ведущей гармонии в ведущий ритм. В статье подробно рассматривается композиция пьесы, делается вывод о полноценности в ней основных элементов музыки —гармонии, ритма, мелодии. С содержательной позиции отмечается присутствие всех трех сторон музыкального содержания: эмоции, изобразительности и символики. Благодаря аллюзиям на Скрябина и Стравинского, доказывается принадлежность к русской музыке

Использованная литература

1. Гризе Ж. Структурирование тембров в инструментальной музыке // Музыкальная академия. 2000. № 4. С. 113–120.

2. Зарипов Р. Х. Кибернетика и музыка. М.: Наука, 1971. 236 с.

3. Зарипов Р. Х. Машинный поиск вариантов при моделировании творческого процесса. М.: Наука, 1983. 232 с. (Проблемы искусственного интеллекта)

4. Соколов А. С. Спектральный метод // Теория современной композиции: учебное пособие. М.: Музыка, 2005. С. 548–562.

5. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: учебное пособие. М., СПб: Лань, 2000. 320 с.

6. Lerdahl F., Jackendoff R. A Generative Theory of Tonal Music. Cambridge, MA: MIT Press, 1983. XIV, 368 p. (MIT Press series on cognitive theory and mental representation)