О принципе развертывания в музыкальной науке и практике

Аннотация

В западном музыкознании родоначальниками теории барочного развертывания признаны Вильгельм Фишер и Эрнст Курт. Они заложили основы двух направлений в трактовке термина Fortspinnung его введение приписывается Фишеру; в действительности термин впервые применен Отто Клаувелем в контексте сонатной формы). В исследовании Фишера об эволюционной взаимосвязи барочного и классического стилей (1915) структурная модель развертывания, трактуемая как прообраз сонатной экспозиции, одновременно сближается с формой Satz и теряет свою метрическую специфику (похожий подход сейчас развивается в американской науке). В труде Курта о контрапунктической мелодике (1917), напротив, утверждается метрическая противоположность классического и линеарного полифонического мышления. Не касаясь конкретной структурной модели, Курт подчеркивает метрическую регулярность классических форм в противоположность «линейной неизмеримости» у Баха (и раньше, в протестантском и григорианском хорале); отсюда — разный характер музыкального времени и методов работы. Отечественное музыкознание заимствует у Фишера идею структурной модели (с иной, однако, терминологией), а у Курта — понимание полифонической природы развертывания. Наблюдение особого временно́го состояния барочного развертывания привело отечественных ученых к мысли о более широкой роли развертывания в музыкальной истории, включая традиционные внеевропейские культуры и новейшие композиторские техники. Изучение развертывания в разных его проявлениях становится все актуальнее.

Использованная литература

1. Антон Веберн о музыкальных формах. Учение о форме, представленное в анализах (по лекционным конспектам Рудольфа Шопфа) / в переводе и с разъяснениями Юрия Холопова; науч. ред. Т. С. Кюрегян. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2020. 192 с.

2. Бобровский В. П. Камерные инструментальные ансамбли Д. Шостаковича. М.: Советский композитор, 1961. 258 с.

3. Бобровский В. П. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978. 332 с.

4. Григорьев С., Мюллер Т. Учебник полифонии [1961]. Изд. 3-е. М.: Музыка, 1977. 308 с.

5. Зубова О. В., Кюрегян Т. С. Средневековые и ренессансные танцы: музыка в движении. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2018. 276 с.

6. Иглицкий М. М. Александр Чугаев в музыкальном искусстве и науке: Дисс. … канд. иск. М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2021. 210 с.

7. Катунян М. И. Глава XV. Минимализм и репетитивная техника. «Новая простота» // Теория современной композиции / отв. ред. В. С. Ценова. М.: Музыка, 2005. С. 465–488.

8. Клаувель О. История сонаты от времени возникновения ея до наших дней // Русская музыкальная газета. 1902. Ст. 97–108, 129–137, 193–199, 289–296, 327–333, 364–371, 385–393, 418–425, 457–462, 487–491, 519–526, 585–588, 620–626, 651–654, 689–691, 744–748, 786–789, 811–814, 841–846, 874–878, 901–909, 929–935.

9. Крупина Л. Л. Доклассические музыкальные формы. Часть II: Музыкальное формообразование в эпоху барокко. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2017. 292 с.

10. Курт Э. Основы линеарного контрапункта: мелодическая полифония Баха / перевод с немецкого З. Эвальд под ред. Б. В. Асафьева. М.: Государственно музыкальное издательство, 1931. 304 с.

11. Кюрегян Т. Форма в музыке XVIIXX веков. М.: Сфера, 1998. 344 с.

12. Лосева О. О структурной модели барокко, или Что такое развертывание? // Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2016. С. 233–239.

13. Мазель Л. Концепция Э. Курта // Л. Мазель, И. Рыжкин. Очерки по истории теоретического музыкознания [1936, 1937]. Вып. II. М.; Л.: Государственное музыкальное издательство, 1939. С. 21–104.

14. Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений [1960]. 2-е изд. доп. М.: Музыка, 1979. 536 с.

15. Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М.: Музыка, 1967. 752 с.

16. Маркс А. Б. Всеобщий учебник музыки. Руководство для учителей и учащихся по всем отраслям музыкального образования / перевод (с 9-го нем. издания) под ред. А. С. Фаминцына [1872]. 3-е, испр. изд. М.: Юргенсон, 1893. 442 с.

17. Мис П. Значение эскизов Бетховена для изучения его стиля / перевод Г. М. Ванькович // Проблемы бетховенского стиля / ред. Б. С. Пшибышевский. М.: ОГИЗ-Музгиз, 1932. С. 207–338.

18. Протопопов В. В. О тематизме и мелодике С. И. Танеева [1940] // Избранные исследования и статьи / сост. Н. Н. Соколов. М.: Советский композитор, 1983. C. 60–75.

19. Протопопов В. В. О принципах формообразования у Шостаковича [1942] // Избранные исследования и статьи / сост. Н. Н. Соколов. М.: Советский композитор, 1983. C. 75–98

20. Скребков С. С. Полифонический анализ. М.; Л.: Музгиз, 1940. 184 с.

21. Скребков С. С. Учебник полифонии [1951]. Изд. 3-е, дополненное. М.: Музыка, 1965. 288 с.

22. Способин И. В. Музыкальная форма [1947]. 2-е изд. М.: Государственное музыкальное издательство, 1958. 408 с.

23. [Холопов Ю. Н.] Музыкальные формы Барокко // Анализ музыкальных произведений. Программа-конспект для историко-теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов. М.: [б. и.], 1977. С. 11–27.

24. Холопов Ю. Н. Органные хоральные обработки И. С. Баха [1970] // О принципах композиции старинной музыки. Статьи и материалы / ред.-сост. Т. С. Кюрегян. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2015. С. 392–443.

25. Холопов Ю. Н. Некоторые проблемы музыкального формообразования в инструментальных сочинениях И. С. Баха [1971–1985] // О принципах композиции старинной музыки. Статьи и материалы / ред.-сост. Т. С. Кюрегян. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2015. С. 351–391.

26. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений. СПб.: Лань, 1999. 496 с.

27. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы. М.: Музыка, 1980. 296 с.

28. Чугаев А. Г. Учебник контрапункта и полифонии [1980-е] / ред.-сост. И. М. Иглицкая. М.: Композитор, 2009. 440 с.

29. Южак К. О природе и специфике полифонического мышления // Полифония: Сб. статей / сост. К. Южак. М.: Музыка, 1975. С. 6–62.

30. Юсфин А. Особенности формообразования в некоторых видах народной музыки // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: Сб. статей / сост. ЛГРаппопорт. М.: Музыка, 1971. С. 134–160.

31. Altmann G. Musikalische Formenlehre [1959]. 2. Auflage. Berlin: Volk und Wissen Volkseigner Verlag, 1968. 274 S.

32. Blume F. Fortspinnung und Entwicklung. Ein Beitrag zur musikalischen Begriffsbildung // Jahrbuch der Musikbibliothek Peters. Jg. 36 (1929). S. 51–70.

33. Boulez Р. Alea [1957] // Pierre Boulez. Relèves d’apprenti / textes réunis et présentés par P. Thévenin. Paris: Editions du seuil, 1966. Р. 41–55.

34. Caplin W. Classical Form. A Theory of Formal Functions for the Instrumental Music of Haydn, Mozart, and Beethoven. New York: Oxford University Press, 1998. 307 р.

35. Cholopow Ju. Präludium f-moll für Klavier WoO 55 // Beethoven. Interpretationen seiner Werke. Bd. 1. / hrsg. von A. Riethmüller, C. Dahlhaus. A. L. Ringer. Laaber: Laaber Verlag, 1994. S. 431–432.

36. Dahlhaus C. Satz und Periode. Zur Theorie der musikalischen Syntax // Zeitschrift für Musiktheorie. Jg. 9 (1978). H. 2. S. 16–26.

37. Dietz H.-B. Fischer, Wilhelm // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol. 8 / ed. by S. Sadie. 2nd ed. London: Macmillan, 2001. P. 900.

38. Drabkin W. Fortspinnung // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol. 9 / ed. by S. Sadie. 2nd ed. London: Macmillan, 2001. Р. 113.

39. Dreyfus L. Bach and the Patterns of Invention [1996]. Third printing. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2004. 270 p.

40. Fischer W. Zur Entwicklungsgeschichte des Wiener Klassischen Stils: Versuch einer vergleichenden Charakteristik des altklassischen und Wiener klassischen Instrumentalstil // Studien zur Musikwissenschaft. H. 3 (1915). S. 24–84.

41. Fortspinnung // The Harvard Dictionary of Music / ed. by W. Apel. Second edition. Cambridge, Mass.: The Belknap Press of Harvard University Press, 1974. P. 329.

42. Fortspinnung // Riemann Musiklexikon. 12. Auflage. Sachteil. Mainz: B. Schott’s Söhne, 1967. S. 299.

43. Hepokoski J., Darcy W. Elements of Sonata Theory: Norms, Types, and Deformations in the Late-Eighteenth-Century Sonata. Oxford and New York: Oxford University Press, 2006. 661 p.

44. Kaiser U. Periode und Satz. URL: https://musikanalyse.net/tutorials/periode-und-satz/ (дата обращения: 3.03.2021).

45. Klauwell O. Die Formen der Instrumentalmusik. Köln a. Rh.; Leipzig: H. vom Ende’s Verlag [1894]. 66 S. (Universal-Bibliothek für Musiklitteratur).

46. Klauwell O. Geschichte der Sonate von ihren Anfängen bis zur Gegenwart. Köln a. Rh.; Leipzig: H. vom Ende’s Verlag, [1899]. 128 S. (Universal-Bibliothek für Musiklitteratur).

47. Kühn C. Formenlehre der Musik [1987]. 3. Auflage. München: Deutscher Taschenbuch Verlag; Kassel [etc.]: Bärenreiter, 1992. 219 S.

48. Kühn C. Form // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: allgemeine Enzyklopädie der Musik. 2., neubearb. Ausgabe, hrsg. von L. Finscher. Sachteil 3. Kassel [etc.]: Bärenreiter; Stuttgart: Metzler, 1995. Sр. 607–643.

49. Kurth E. Grundlagen des linearen Kontrapunkts. Einführung in Stil und Technik von Bach's melodischer Polyphonie. Bern: Akademische Buchhandlung von Max Drechsel, 1917. 525 S.

50. Leichtentritt H. Musikalische Formenlehre [1911]. Viеrtе Auflage, unveränderter Neudruck der 3. [1927], beträchtlich erweiterten. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1948. 464 S.

51. Leichtentritt H. Musical Form. Cambridge [Mass.] Harvard University Press, 1951. 488 p.

52. Marx A. B. Die Lehre von der musikalischen Komposition, praktisch theoretisch. Bd. II. [1838]. Viеrtе Ausgabe. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1856. 616 S.

53. Marx A. B. Allgemeine Musiklehre. Ein Hülfsbuch für Lehrer und Lernende in jedem Zweige musikalischer Unterweisung [1839]. Zehnte Auflage. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1884. 436 S.

54. Mies P. Die Bedeutung der Skizzen Beethovens zur Erkenntnis seines Stiles. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1925. 172 S.

55. Mutch C. The Formal Function of Fortspinnung // Theory and Practice. Vol. 43 (2018). P. 1–32.

56. Ratz E. Einführung in die musikalische Formenlehre. Über Formprinzipien in den Inventionen J. S. Bachs und ihre Bedeutung für die Kompositionstechnik Beethovens [1951]. 2. Auflage. Wien: Universal Edition, 1968. 291 S.

57. Riemann H. Die Bedeutung der Tanzstücke für die Entwicklung der Sonatenform // H. Riemann. Präludien und Studien. Gesammelte Aufsätze zur Ästhetik, Theorie und Geschichte der Musik. Bd. III. Leipzig: Hermann Seemann Nachfolger, 1901. S. 157–170.

58. Riemann H. Große Kompositionslehre. Bd. II: Der polyphone Satz. Berlin; Stuttgart: Verlag von W. Spemann, 1903. 446 S.

59. Rohringer S. Prolegomena zu einer Systematik der syntaktischen Formen “Satz” und “Periode”. 1. Teil: Carl Dahlhaus und die Schönbergschule // Zeitschrift der Gesellschaft für Musiktheorie 13 (2016). Sonderausgabe: Carl Dahlhaus und Musitheorie. S. 155–291. https://doi.org/10.31751/866.

60. Schoenberg A. Fundamentals of Musical Composition / ed. by G. Strang with the collab. of L. Stein. London; Boston: Faber and Faber, 1967. 224 p.

61. Schönberg A. Grundlagen der musikalische Komposition. Wien: Universal Edition, 1979. 125 S.

62. Webern A. Über musikalische Formen: aus den Vortragsmitschriften von Ludwig Zenk, Siegfried Oehlgiesser, Rudolf Schopf und Erna Apostel / hrsg. von N. Boynton. Mainz: Schott, [2002]. 439 S. (Veröffentlichungen der Paul Sacher Stiftung; Bd 8.).