О смыслообразующей роли жанра в мире Шопена

Аннотация

Публикация представляет собой первый из трех очерков, посвященных Арии с различными вариациями 988 И. С. Баха (1741), — произведению, широко известному также под названием «Гольдберг-вариации». Между тем, данное название не является авторским. Оно восходит к знаменитой истории И. Н. Форкеля (1802), достоверность которой вызывает большие сомнения у современных исследователей. В статье предпринята попытка разобраться, каким образом она могла возникнуть, и каковы истинные мотивы создания произведения. В частности, обращается внимание на разнообразие стилей в «Гольдберг-вариациях» (в том числе, на использование композитором черт модного в те времена полонеза). Возможно, идея сочинить подобный цикл пришла Баху благодаря соприкосновению с атмосферой космополитичного Дрездена — города «смешанного вкуса», где он неоднократно бывал.

Использованная литература

1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Издание третье. М.: Художественная литература, 1972. 470 с.

2. Бобровский В. П. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978. 332 с.

3. Друскин М. С. Игорь Стравинский. Личность. Творчество. Взгляды. М–Л.: Советский композитор, 1974. 222 с.

4. Мазель Л. А. Исследования о Шопене. М.: Советский композитор, 1971. 248 с.