В статье рассматриваются музыкально-исполнительские термины discrezione (discretion), con discrezione, à la discretion и avec discretion в процессе эволюции и в диахронической перспективе. Особый акцент сделан на клавирном творчестве И. Я. Фробергера. Приведены материалы из трудов С. де Броссара, И. Г. Вальтера, Дж. Грассино, И. Маттезона и др., а также из старинных словарей общей лексики. Выполнена критическая ревизия современных научных публикаций по теме исследования. Выявлены многочисленные неточности, ошибки и противоречия в интерпретации терминологии, допущенные учеными и редакторами нотных изданий XX–XXI веков. В результате авторы статьи приходят к выводу, что значение термина discrezione (discretion) и его производных на протяжении полутора столетий радикально изменилось, а сам этот термин стал полисемичным. Трактовка предписаний старинных музыкантов discrezione (discretion), con discrezione, à la discretion, avec discretion и проч. всякий раз должна быть индивидуальной и зависит от ряда факторов — жанра и типа музыкальной композиции, стиля композиторского письма, времени и места создания произведения, профессионального бэкграунда композитора и др.
1. Бочаров Ю. С. Tombeau в инструментальной музыке эпохи барокко // Старинная музыка. 2020. № 4 (90). С. 1–10.
2. [Вейсман Э.] Немецко-латинский и русский лексикон. St. Petersburg: Gedr. in der Kayserl. Acad. der Wissenschafften Buchdrukerey, 1731. 4, 788, 48 с.
3. Гандилян С. С. Иоганн Якоб Фробергер и его клавирная музыка: Дисс. … канд. иск.: в 2 т. Т. 1. М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2011. 384 с.
4. Копчевский Н. А. Клавирная музыка. Вопросы исполнения. М.: Музыка, 1986. 94 с.
5. Панов А. А., Розанов И. В. Итальянская темповая терминология в немецкой исполнительской практике барокко, рококо и классицизма // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2011. Т. 1. Вып. 4. С. 3–58.
6. Панов А. А., Розанов И. В. Неизвестные известные: де Сен Ламбер и де Броссар // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2012. Т. 2. Вып. 1. С. 28–44.
7. Панов А. А., Розанов И. В. О терминах Tactus и Tact в музыкальных трактатах Германии второй половины XVI — начала XVIII вв. // Журнал Общества Теории Музыки. 2014. № 2. С. 1–31.
8. Полной французской и российской лексикон, <...>. [Т. 1: А–К]. Санкт-Петербург: Императорская типография, 1786. 685 с.
9. Bailey N. Dictionarium Britannicum: Or a more Compleat Universal Etymological English Dictionary <...>. London: T. Cox, 1730. [Пагинация отсутствует].
10. Baret J. An Alvearie or Triple Dictionarie in Englishe, Latin, and French: <...>. London: Henry Denham, 1574. [756] p.
11. Baretti J. (G.). A Dictionary of the English and Italian Languages. <...> A New Edition. Volume I. London: W. Strahan, a. o., 1771. [Пагинация отсутствует].
12. Brossard S. de (l’Abbé). Dictionnaire des termes grecs, latins et italiens, dont on se sert fréquemment dans toutes sortes de Musique, & particulierement dans l’Italienne. Paris: Jean-Baptiste-Christophe Ballard, 1701. 380 p.
13. Chih-Cheng Chang Ph. Analytical and Performative Issues in Selected Unmeasured Preludes by Louis Couperin. Ph. D. diss. New York: University of Rochester, 2011. 319, 112 p.
14. Chapelin-Dubar A. Les préludes non mesurés de Louis Couperin: De l’interprétation de sources à l’interprétation au clavecin. Ph. D. diss. Saint-Étienne: Université Jean Monnet. 2007. 293, 667 p.
15. Cholinus P., Frisius J. Dictionarium Latinogermanicum <...>. Tigurum: Froschoverus, 1541. 916 p.
16. Cooper Th. Thesaurus linguæ Romanæ & Britannicæ <...>. London: [By Henry Denham], 1578. [1720] p.
17. <...> Correspondance et Œuvres Musicales de Constantin Hyugens publiées par W. J. A. Jonckbloet et J. P. N. Land. Leyde: E. J. Brill, 1882. 83 p.
18. Cotgrave R. (comp.). A dictionarie of the French and English tongues <...>. London: Adam Islip, 1611. [968], 10, [2] p.
19. Dasypodius P. Dictionarium Latinogermanicum, <...>. Argentorati per VVendelinum Rihelium, 1536. 1006 p.
20. Denkmäler der Tonkunst in Österreich unter den Leitung von Guido Adler. Jg. X/2. Band 21 — Johann Jacob Froberger Orgel- und Klavierwerke III. Graz: Akademische Druck- u. Verlagsanstalt, 1959. VII, 126 S.
21. Early German Keyboard Music <…>. An Anthology / edited and annotated by Howard Ferguson. Vol. 1. London &c.: Oxford University Press, n. d. [c1966]. 64 p.
22. Encyclopedie, ou Dictionnaire Raisonné des Sciences, des Arts et des Métieres, <…> Mis en ordre & publiée par M. Diderot <…>, par M. D’Alembert <…>. Tome Quatrieme. Paris: Briasson, David l’ainé, Le Breton, Durand, s. d. [c1770]. 1098 p.
23. Frescobaldi G. Toccate E Partite D’Intavolatura Di Cimbalo <...>. Rome: Niccolo Borbone, n. d. [c1616].
24. Froberger. Neue Ausgabe sämtlicher Werke — New Edition of the Complete Works, IV. Kassel [u. a.]: Bärenreiter, 2003. XLIV, 58 S.
25. Froberger. Neue Ausgabe sämtlicher Werke — New Edition of the Complete Works, IV. Kassel [u. a.]: Bärenreiter, 2010. XX, 60 S.
26. Grassineau J. A Musical Dictionary; being a Collection of Terms and Characters, As well Ancient as Modern; including the Historical, Theoretical, and Practical Parts of Music <…>. London: John Wilcox, 1740. 347 p.
27. Grassl M. Froberger der Discrete // “Avec discretion”. Rethinking Froberger / Wiener Veröffentlichungen zur Musikgeschichte / hrsg. von Markus Grassl und Reinhardt Kapp. Wien [u. a.]: Böhlau, 2018. S. 11–51.
28. Hedar J. Dietrich Buxtehudes Orgelwerke. Stockholm & Frankfurt a. M.: Wilhelmiana, 1951. 380, 8 S.
29. Huloet R. Dictionarie newelye corrected, amended, set in order and enlarged, vvith many names of men, tovvnes, beastes, foules, fishes, trees, shrubbes, herbes, fruites, places, instruments &c. <...>.
[2 nd ed.] London: In ædibus Thomaæ Marshij, 1572. [572] p.
30. Koopman T. Con discrezione / à discretion / discretion: Ein Wegweiser // Buxtehude-Studien im Auftrag der Internationalen Dietrich Buxtehude-Gesellschaft (IDBG), hrsg. von Matthias Schneider und Jürgen Heering. Band 3 (2019). Bonn: Dr. J. Butz, 2019. S. 153–176.
31. L. H. [Bynneman H., Harrison L.]. A Dictionarie French and English. [London:] Henry Bynneman, 1571. [256] p.
32. Linfield E. Dietrich Buxtehude’s Sonatas: A Historical and Analytical Study. Ph. D. diss. Waltham (MA): Brandeis University, 1984. 421 p.
33. Mattheson J. Das Neu-Eröffnete Orchestre, Oder Universelle und gründliche Anleitung / Wie ein Galant Homme einen vollkommenen Begriff von der Hoheit und Würde der edlen MUSIC erlangen / <…>. Hamburg: der Autor und Benjamin Schiller, 1713. [12], 358, [11] S.
34. Mattheson J. Der Vollkommene Capellmeister, <…>. Hamburg: Christian Herold, 1739. 484, [19] S.
35. Panov A., Rosanoff I. Towards the tact and tactus in German baroque treatises // Musigi Dunyasi. 2014. № 3 (60). P. 7157–7180.
36. Panov A., Rosanoff I. Sébastien de Brossard’s Dictionnaire of 1701: A comparative analysis of the complete copy // Early Music. Vol. 43. No. 3 (August 2015). P. 417–430. doi: 10.1093/em/cav044
37. Rampe S. Vorwort. Werke gesicherter Authentizität: Einzelbemerkungen // Froberger. Neue Ausgabe sämtlicher Werke — New Edition of the Complete Works, IV. Kassel u. a.: Bärenreiter, 2003. S. III–XLIV.
38. Rampe S. Quellen // Froberger. Neue Ausgabe sämtlicher Werke — New Edition of the Complete Works, IV. Kassel u. a.: Bärenreiter, 2010. S. III–XX.
39. Schott H. M. A Critical Edition of the Works of J. J. Froberger: Ph. D. dissertation. Oxford: University of Oxford (UK), Wadham College, 1977.
40. Wase Chr. Dictionarium minus, a compendious dictionary English-Latin & Latin-English <...>. London: Printed by Thomas Newcomb for James Good, 1675. 768 p.
41. Walther J. G. Musicalisches Lexicon Oder Musicalische Bibliothec, <…>. Leipzig: Wolfgang Deer, 1732. [11], 659, [9] S., XXII Tab.
42. Zedler J. H., Ludovici C. G., Ludevig J. P. von. Grosses vollständiges Universal-Lexicon Aller Wissenschaften und Künste, <…>. Siebender Band. Halle und Leipzig: Johann Heinrich Zedler, 1734. 1682 Sp.