Опера как спектакль: «Святой Алексий» в музыкальном театре Барберини

Аннотация

Статья посвящена сценическому оформлению оперы Стефано Ланди и Джулио Роспильози «Святой Алексий», которая была поставлена в палаццо Барберини на улице Четырех фонтанов в 1632 и 1634 годах. Оперные спектакли были составной частью зрелищных представлений, с помощью которых Барберини стремились укрепить собственную власть в Риме и повысить авторитет католической церкви. Как следствие, их визуальной стороне придавалось важное значение. Приглашенный для постановки оперы Франческо Гуитти спроектировал декорации и машинерию, которая для Рима XVII века была новинкой. Сохранившиеся документы (прежде всего это гравюры Франсуа Коллиньона, напечатанные в партитуре, а также эскизы машинерии Гуитти) позволяют реконструировать постановку «Святого Алексия».

Использованная литература

1. Насонов Р. А. «Второе рождение» оперы // Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски. К 70-летию Российской академии музыки им. Гнесиных: Материалы Международной научной конференции 14–17 октября 2014 года / редколл.: Т. И. Науменко, И. П. Сусидко. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2015. С. 221–235.

2. Abramov-van Rijk E. Giovanni Battista Doni and his Vision of Performing Poetry // Israel Studies in Musicology Online. Vol. 13 (2015–2016). P. 35–45.

3. Adami G. Scenografia e scenotecnica barocca tra Ferrara e Parma (1625–1631). Roma: L’Erma di Breitschneider, 2003. 229 p.

4. Adami G. L’ingegnere-scenografo e l’ ingegnere-venturiero: le macchine e le scene di Francesco Guitti ideate per il torneo de La Contesa, Ferrara, 1631 // Barocke Inszenierung: Akten des Internationalen Forschungscolloquiums an der Technischen Universität Berlin (20.–22. Juni 1996). Emsdetten: Imorde, 1999. P. 158–189.

5. Bouchard J.-J. Oeuvres de Jean-Jacques Bouchard. Vol. 1 / ed. by E. Kanceff. Torino: G. Giappichelli, 1976. 289 p.

6. Cacciaglia L. Le giustificazioni dell’Archivio Barberini: Inventario. Città del Vaticano: Biblioteca Apostolica Vaticana, 2014. 412 p.

7. Daolmi D. La drammaturgia al servizio della scenotecnica: le «volubili scene» dell’opera barberiniana // Il saggiatore musicale. Vol. 13 (2006). P. 5–62.

8. Dell’Arco M. F. Incontri con Giulio Rospigliosi e con Clemente IX // Lo spettacolo del sacro, la morale del profane / a cura di D. Romei. Firenze: Edizioni Polistampa, 2005. P. 9–29.

9. [Kircher A.] Athanasii Kircheri fuldensis e Soc. Iesu presbyteri Musurgia universalis sive Ars magna consoni et dissoni in X. libros digesta. Qua Universa Sonorum doctrina, & Philosophia, Musicaeque tam Theoricae, quam practicae scientia, summa varietate traditur; admirandae Consoni, & Dissoni in mundo, adeòque Universà Natura vires effectusque, uti nova, ita peregrine variorum speciminum exhibitione ad singulares usus, cum in omni poenè facultate, cum potissimùm in Philologià, Mathematicà, Physicà, Mechanicà, Medicinà, Politicà, Metaphysicà, Theologià, aperiuntur & demonstrantur. T. 1. Roma: ex typographia haeredeum Francisci Corbelletti, 1650. [22], 690, [2] p.

10. Lamothe V. Ch. The Theater of Piety: Sacred Operas for the Barberini Family (Rome, 1632–1643): Ph.D. University of North Carolina at Chapel Hill, 2009. 370 p.

11. Lavin I. Bernini and the Theatre // Visible Spirit: The Art of Gianlorenzo Bernini. Vol. 1. London: Pindar Press, 2007. P. 15–32.

12. Lavin I. Urbanitas Urbana. The Pope, the Artist and the Genius of the Place // I Barberini e la cultura europea del Seicento / ed. by L. M. Onori, S. Schütze and F. Solinas. Rome: De Luca Editori d’Arte, 2007. P. 15–30.

13. Murata M. Opera as Spectacle, Opera as Drama // The Cambridge Companion to Seventeenth-Century Opera / ed. by J. Waeber. Cambridge University Press, 2022. P. 77–102.

14. Murata M. Operas for the Papal Court (1631–1668). Ann Arbor: UMI Research Press, 1981. 474 p.

15. Rietbergen P. Power and Religion in Baroque Rome: Barberini Cultural Policies. Leiden: Brill, 2006. 437 p.

16. Sabbattini N. Pratica di fabricar scene e machine ne’ teatri <…>. Ravenna: Per Pietro de’ Paoli e Gio. Battista Giovanelli, Stampatori Camerali, 1638. 168 p.

17. Serlio S. Tutte l’opere d’architettura di Sebastiano Serlio bolognese. In Venetia: Apresso Francesco de’Franceschi, Senese, 1584. 243 p. (Storia dello Spettacolo. Saggi 20).

18. Tamburini E. Gian Lorenzo Bernini e il teatro dell’arte. Firenze: Le Lettere, 2012. 354 p.

19. Waddy P. The Design and Designers of Palazzo Barberini // Journal of the Society of Architectural Historians. Vol. 35. No. 3 (1976). P. 151–185.

20. Waddy P. Seventeenth-Century Roman Palaces: Use and the Art of the Plan. New York: MIT press, 1990. 456 p.

21. Zammar L. Scenography at the Barberini Court in Rome: 1628–1656. Warwick: University of Warwick, 2017. 344 p.