Органная хоральная прелюдия «Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ» И. С. Баха в транскрипции Э. Артемьева: опыт постижения «тайны святости и Бога»

Аннотация

Статья посвящена художественному фильму «Солярис» Ан. Тарковского — одному из шедевров авторского интеллектуального кинематографа второй половины ХХ века. Истолкование концептуального замысла данной картины как постижения «тайны святости и Бога», принадлежащее видному отечественному философу и культурологу Г. Померанцу, внешне парадоксально. В интервью и заметках Ан. Тарковского по поводу «Соляриса», в многочисленных киноведческих исследованиях и критических эссе отечественных и зарубежных авторов религиозная проблематика едва намечена, приоритетная роль отводится философско-этическим и социокультурным аспектам будущего «контакта разумов». При этом игнорируется или воспринимается заведомо упрощенно особая художественно-смысловая значимость музыкального ряда (композитор Э. Артемьев), ключевым элементом которого становится цитата из музыки И. С. Баха — Органная хоральная прелюдия «Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ» BWV 639. Данная цитата (по сути, наделяемая функцией связующего звена между образными сферами «Земли» и «Океана Соляриса») звучит на протяжении картины четырежды — в оригинальном варианте и специфических электронных «инструментовках». Подразумеваемый конфессионально-литургический текст протестантского хорала XVI столетия (И. Агрикола) органично сопрягается с музыкально-экзегетическим толкованием эпохи высокого барокко (И. С. Бах), а также с позднейшей композиторской «импрессией» по поводу этого толкования (Э. Артемьев) и таинственной «звуковой эзотерикой» Соляриса. В условиях многоуровневой художественной структуры фильма хоральный мотив «покаянной души» оттеняется яркими изобразительно-ассоциативными «комментариями» из мировой религиозной живописи, а сценарная характеристика инопланетного «Океана-сверхразума» явственно уподобляется Божественной «абсолютной нравственности».

Использованная литература

1. Артемьев Э. Н. Он был и навсегда останется для меня творцом… // О Тарковском: [Воспоминания] / сост. М. А. Тарковская. М.: Прогресс, 1989. С. 211–223.

2. Богомолов Ю. А. «Я свеча, я сгорел на пиру…» // Мир и фильмы Андрея Тарковского / сост. А. М. Сандлер. М.: Искусство, 1990. С. 156–172.

3. Паисов Ю. И. [Беседа с композитором Э. В. Денисовым] // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: статьи, исследования, интервью / ред.-сост. Ю. И. Паисов. М.: Композитор, 1999. Вып. 1. С. 223–232.

4. Померанц Г. С. Встречи Андрея Тарковского с Достоевским // Достоевский и мировая культура: Альманах. М.: РХГА, 2001. Вып. 16. С. 110–120. URL: http://www.dostoevsky.rhga.ru/section/pro-et-contra/vstrechi-andreya-tarkovskogo-s-dostoevskim.html (дата обращения: 05.11.2022).

5. Ромадин М. Н. Тарковский и художники // Мир и фильмы Андрея Тарковского / сост. А. М. Сандлер. М.: Искусство, 1990. С. 370–374.

6. Туровская М. И. Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского. М.: Искусство, 1991. 256 с.

7. Уваров С. А. Голос Времени и Вечности: музыка в кинематографе Андрея Тарковского // Музыкальная жизнь. 2022. № 4 (1233). С. 87–89.

8. Шак Т. Ф. Музыка в структуре медиатекста: На материале художественного и анимационного кино: учеб. пособие. СПб.: Планета Музыки, 2020. 384 с.

9. Broschinski A. Im Umbruch (Ein Interview mit Edward Artemiev) // The Film Music Journal. 2003. No. 30. P. 33–36.

10. Neuthinger G. The Ode to the Good Composer Edward Artemiev // Praktika. 2002. No. 4. P. 32–34.

11. Yegorova T. Edward Artemiev’s Musical Universe. Moscow: Vagrius, 2007. 256 p.

DOI (чистый, не ссылка)
10.26176/mosconsv.2022.51.4.07