«Ошибочный путь» Дьёрдя Лигети?

Аннотация

В статье рассмотрен один из аспектов композиционного метода Дьёрдя Лигети, связанный с претворением эстетики парадокса, нонсенса, абсурдизма. Внутри данной стилевой тенденции прослеживается определенная эволюция, ведущая от установки на непрогнозируемое поведение элементов системы к устойчивости структурного, звукового, смыслового «равновесия». В рамках этого движения к балансу хаоса и порядка осмыслен путь Лигети от сочинений конца 1950-х годов к позднему циклу «Nonsense Madrigals», демонстрирующему стабилизирующую функцию музыкальной структуры и логики организации музыкальной формы.

Использованная литература

1. Дюфур Ю. Тембр и пространство / пер. с франц. Ф. М. Софронова // Композиторы современной Франции о музыке и музыкальной композиции: Учебное пособие / ред.-сост. В. Г. Тарнопольский, М. С. Высоцкая, Т. В. Цареградская; отв. ред. 
М. С. Высоцкая. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2020. С. 69‒82.

2. Мейер К. Дьёрдь Лигети // Музыкальная академия. 2021. № 3 (775). С. 120‒129. https://doi.org/10.34690/182.

3. Albèra Ph. La tragédie de l’histoire. URL: https://brahms.ircam.fr/en/gyorgy-ligeti#parcours (дата обращения: 05.05.2023).

4. Bauer A. The Cosmopolitan Absurdity of Ligeti’s Late Works // Contemporary Music Review. Vol. 31. No. 2–3 (April–June 2012). P. 163–176.

5. Blănaru A. À propos des fractales et du chaos dans les études pour piano de György Ligeti // Bulletin of the Transilvania University of Braşov. Series VIII: Performing Arts. Vol. 12 (61). Special Issue (2019). P. 47‒60. https://doi.org/10.31926/but.pa.2019.12.61.28.

6. Dalbavie M.-A. Le son en tout sens. Entretiens avec Guy Lelong. Paris: Gérard Billaudot, 2005. 150 p.

7. Griffiths P. Ligeti, György (Sándor) // Grove Music Online. October 26, 2011. https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.16642.

8. György Ligeti in Conversation with P. Várnai, J. Häusler, С. Samuel, and Himself. London: Eulenburg, 1983. 140 p.

9. Ligeti G. Ma position comme compositeur aujourd’hui // G. Ligeti. L’Atelier du compositeur. Écrits autobiographiques, commentaires sur ses œuvres / édité par C. Fourcassié, Ph. Albèra et P. Michel. Éditions Contrechamps, 2013. P. 8‒9. URL:  https://books.openedition.org/contrechamps/1529 (дата обращения: 05.05.2023).

10. Prusak M. Nonsense Madrigals by György Ligeti: The Musical Sense of Nonsens Between Chaos and Order // Res Facta Nova. 2021. No. 22 (31). P. 57‒70.  https://doi.org/10.14746/rfn.2021.22.5.


11. Ryzhinskii A. S. Characteristics of Choral Writing in György Ligeti’s Late Works // Научный вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2018. Том 8. Выпуск 4. C. 578‒592. https://doi.org/10.21638/spbu15.2018.403.

12. Schreiber E. The Structure of Thought. On the Writings of György Ligeti // TRIO. 2019. Vol. 8. No. 1‒2. P. 18‒43.

13. Searby M. Ligeti the Maverick? An Examination of Ligeti’s Ambivalent Role in Contemporary Music // Journal of the Society for Musicology in Ireland. 2017–18. No. 13. P. 3‒15.

14. Varga B. A. Three Questions for Sixty-Five Composers. New York: University of Rochester Press, 2011. 352 p.