«Он оставляет по себе добрую память, не оскорбив ничьего слуха»: петербургский фортепианный мастер К. Вирт

Аннотация

В статье освещается профессиональная и коммерческая деятельность фортепианного мастера К. Й. Ф. Вирта (1800–1882). Выявленные автором источники обогащают немногочисленные сведения о мастере, уточняют время его работы в Петербурге (1828–1854) и причины, по которым рояли К. Вирта заслужили одобрение К. Вик и Р. Шумана, других выдающихся музыкантов, сделав его одним из самых известных мастеров в России XIX столетия. Облегчив пианистам переход от венских фортепиано к английским, рояли К. Вирта явились в России связующим звеном между венской, лондонской и парижской фортепианными школами. Описание специфики его инструментов, особенностей ремесленного производства второй половины XIX века, облегчают выявление, атрибуцию и обеспечение исторической реставрации и сохранности отечественных фортепиано этого периода, хранящихся в музеях, музыкальных учреждениях и у частных лиц.

Использованная литература

1. [Булгарин Ф. В.] Заметки, выписки и корреспонденции Ф. Б. // Северная Пчела. 1855. № 96. С. 495.

2. В. Б. [Бурнашев В. П.] Концерт г-жи Белльвиль-Ури // Северная пчела. 1833. № 195. С. 777–780.

3. Выскочков Л. В. Будни и праздники императорского двора. СПб.: Питер, 2012. 496 с.

4. Дамке Б. Музыкальные новости // Библиотека для чтения. Т. 83. 1847. Июль. С. 33–59.

5. Житомирский Д. Роберт и Клара Шуман в России. М.: Музгиз, 1962. 215 с.

6. Зимин П. Н. История фортепиано и его предшественников. М.: Музыка, 1968. 215 с.

7. Каталог музыкальных инструментов. Л.: Музыка, ЛО. 1972. 127 с.

8. Киттары М. Я. Обозрение Санкт-петербургской выставки русской мануфактурной промышленности 1861 года. СПб.: Тип. Лермантова и Комп., 1861. 330 с.

9. Клара Шуман, урожденная Вик // Северная пчела. 1844. № 53. С. 209.

10. Ломтев Д. Г. Записные книжки Карла Вирта: мастер музыкальных инструментов и мир его идей // Обсерватория культуры. 2014. № 4. С. 112–117.

11. Любитель музыки и правды [Одоевский В. Ф.] Ответ г-ну Гилью // Северная пчела. 1833. № 221. С. 883–884.

12. Музыкальные известия // Северная пчела. 1841. № 98. С. 389.

13. Музыкальные инструменты на мануфактурной выставке 1849 г. // Отечественные записки. 1849. Т. 64. Август. С. 285.

14. Музыкальные новости // Библиотека для чтения. 1845. Т. 69. Март. С. 118–123.

15. Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие. М.: Музгиз, 1956. 724 с.

16. Описание первой публичной выставки российских мануфактурных изделий бывшей в С.-Петербурге 1829 года. СПб.: Тип. эксп. загот. госуд. бумаг, 1829. 320 с.

17. Ответ любителю музыки и правды // Северная пчела. 1833. № 230. С. 919.

18. Оркестрина, механический орган: Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П. И. Чайковского» // Музеи России. URL: http://www.museum.ru/C2263 (дата обращения: 30.12.2016).

19. Пензенские губернские ведомости. 1858. 30 июля.

20. Петербургская промышленность // Северная пчела. 1845. № 190. С. 757–759.

21. Петербургские городские известия // Северная пчела. 1851. № 31. С. 122.

22. Петербургские городские известия // Северная пчела. 1852. № 26. С. 102.

23. Письма А. С. Даргомыжского к В. Г. Кастриото-Скандербеку. 2 января 1857 // Русская старина. 1875. Март. С. 565–574.

24. Ройзман Л. И. Орган в истории русской музыкальной культуры. М.: Музыка, 1979. 376 с.

25. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 18. Оп. 2. Д. 489.

26. Ростислав [Гук Николай Петрович фон] Музыкальная корреспонденция // Северная пчела. 1854. № 219. С. 1042.

27. Ростислав [Гук Николай Петрович фон] Музыкальные беседы // Северная пчела. 1856. № 75. С. 388–389.

28. Санкт-Петербургские ведомости. 1853. № 179. С. 3.

29. Саратовец. Смесь // Северная пчела. 1837. № 66. С. 262–263.

30. Сенковский О. И. Листки барона Брамбеуса. СПб.: Тип. И. И. Глазунова и Комп., 1858. Ч. 1. 420 с.

31. Сергеев М. В. Атрибуция и датировка клавишных музыкальных инструментов российского производства // Вестник С.-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2016. Вып. 3. С. 102–114.

32. Сергеев М. В. Новые материалы о фортепианных мастерах России XVIII — первой половины XIX вв. // Вопросы музыкального источниковедения и библиографии. СПб.: Б. и., 2001. С. 39–51.

33. Сергеев М. В. Профессия фортепианного мастера в России. Цеховой ремесленник как классический тип настройщика фортепиано // Opera musicologica. 2016. № 2. С. 75–92.

34. Сергеев М. В. Реставрация клавишных инструментов в России: исторический аспект // Вестник С.-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2016. Вып. 2. С. 88–98.

35. Сергеев М. В. Фортепианная фирма «J. Becker» в 1841–1904 гг.: шаги к успеху // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен. Ч. 2. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С. 330–343.

36. Сергеев М. В. Фортепианное дело в Петербурге XIX века (по материалам русской периодической печати) // Российская культура глазами молодых ученых. Вып. 3. СПб., 1994. С. 74–92.

37. Сергеев М. В. Фортепианный мастер Иоганн Фридрих Шредер (1785–1852): к 200‑летию основания фирмы «C. M. Schröder» // Музыковедение. 2016. № 9. С. 43–49.

38. Сергеев М. В. Экспертиза фортепиано российского и советского производства // Музыкальная культура и образование. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. С. 241–263.

39. Серов А. [Н.] О роялях фабрики Ф. Шиллера: к издателю Северной пчелы // Северная пчела. 1863. № 309. С. 2106.

40. Смагина Г. И. Немцы Санкт-Петербурга: наука, культура, образование. СПб.: Росток, 2005. 637 с.

41. Статистические сведения о фабриках и заводах в С.-Петербурге за 1862 год. СПб.: Б. и., 1863. 62 с.

42. Статистические сведения о фабриках и заводах экспонентов, получивших награды на мануфактурной выставке 1861 г. СПб.: Б. и., 1862. 154 с.

43. Степанов Н. Сравнительно-исторический очерк организации ремесленной промышленности в России и западноевропейских государствах. Киев: Тип. ун-та, 1864. 164 с.

44. Сычёв И. О. Мастера «механической музыки» в России конца XVIII–XIX вв. // Труды Государственного Эрмитажа. T. XL.: Культура и искусство России. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2008. С. 28–44.

45. Татков М. Похождения музыканта: Быль // Сын Отечества. 1850. Апрель. С. 1–40.

46. Учитель Я. Советское фортепиано. М.; Л.: Музыка, 1966. 79 с.

47. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб.: Ф. А. Брокгауз, И. А. Еф-
рон, 1892. Т. VI А. 489–944 с.

48. Allgemeine musikalische Zeitung. 1820. № 16. S. 267.

49. Allgemeine musikalische Zeitung. 1820. № 30. S. 505–508.

50. Allgemeine Zeitung. 1826. № 122. S. 487.

51. Augsburgische Ordinari Postzeitung von Staats-, gelehrten, historisch- u. ökonomischen Neuigkeiten. 1824. № 105. S. 548.

52. Augsburgische Ordinari Postzeitung von Staats-, gelehrten, historisch- u. ökonomischen Neuigkeiten. 1826. № 259. S. 2.

53. Augsburgische Ordinari Postzeitung von Staats-, gelehrten, historisch- u. ökonomischen Neuigkeiten. 1827. № 9. S. 9.

54. Der Hausfreund. Augsburger Morgenblatt. 1839. № 112. S. 445.

55. Der musikalische Postillon: zur Belehrung u. Unterhaltung für Musiker, Musikfreunde, Instrumentenmacher, Lesezirkel, Museen etc. 1841. № 1. S. 6.

56. Intelligenz Blatt und wöchentlicher Anzeiger der königlich baierischen Stadt Augsburg. 1826. № 5. S. 23.

57. Kunst- und Gewerbeblatt des Polytechnischen Vereins für das Königreich Bayern. 1826. № 22. S. 339.

58. Königlich-Bayerisches Intelligenzblatt des Unterdonau-Kreises. 1826. № 3. S. 29–30.

59. Mustel A. L’Orgue-Expressif ou Harmonium. Paris: Mustel Père & Fils, 1903. Vol. 1.159 p.

60. Neue Zeitschrift für Musik. 1896. № 46. S. 506.

61. Schumann R. Tagebücher. Band II. 1836–1854 / hrsg. von G. Nauhaus. Lpz.: Deutscher Verlag für Musik, 1987. 737 S.

62. Schumann R. Tagebücher. Band III: Haushaltbücher. Teil I–II / hrsg. von G. Nauhaus. Lpz.: Deutscher Verlag für Musik, 1982. 956 S.

63. Synofzik T. Clara Schumann und der St. Petersburger Klavierbauer Karl Wirth // Musikgeschichte zwischen Ost und West: von der «musica sacra» bis zur Kunstreligion: Festschrift für Helmut Loos zum 65. Geburtstag. Lpz., 2015. S. 662–671.

64. Swartz A. Piano Makers in Russia in the Nineteenth Century. Bethlehem: Lehigh University Press, 2014. 187 p.