Отцы и дочери в итальянских операх semiseria (к проблеме музыкальных истоков вердиевской трактовки)

Аннотация

Статья посвящена изучению трактовки амплуа отцов и дочерей в итальянских операх semiseria первой половины XIX века. Как известно, именно в XIX веке эта родственная пара стала значимой для драматургии опер, что особенно очевидно на примере многих опер Дж. Верди. Как полагают зарубежные исследователи, сентиментальная вердиевская трактовка отношений отцов и дочерей не имела музыкальных истоков. Интерес Верди к этим амплуа, по их мнению, обусловлен общими историческими (внимание к теме семьи, изменение функции семьи в обществе) и частными биографическими (ранняя смерть детей Верди) причинами. В статье представлен нетрадиционный взгляд на этот вопрос: в качестве музыкальных истоков вердиевской трактовки привлекаются оперы композиторов предшествующего поколения, в которых репрезентации семейных отношений уделено едва ли не главное внимание, — оперы semiseria Ф.Паэра («Аньезе»), Дж.Россини («Сорока-воровка»), В.Беллини («Сомнамбула») и Г.Доницетти («Эмилия Ливерпульская», «Линда ди Шамуни»).
В статье подробно охарактеризованы носители амплуа отцов и дочерей из этих опер, рассмотрены типичные сюжетные мотивы и ситуации с их участием, выявлены сходства в текстах либретто и строении музыкальной формы дуэтов отцов и дочерей. В результате исследования установлено, что характерные особенности этих сцен, а также трактовка амплуа отцов и дочерей из опер semiseria были адаптированы Верди в его операх.

Использованная литература

1. Гуков А. Pur nel sonno il mio cor ti vedrà. Двойственная натура «Сомнамбулы» // Беллини В. Сомнамбула / ред.-сост. Т. Белова. М.: Государственный академический Большой театр, 2013. С. 47–56.

2. Садыкова Л. Стретта и кабалетта в операх seria Дж. Россини: проблема терминологии и формообразования // Музыковедение. № 1. 2014. С. 38–46.

3. L’Agnese. Dramma semiserio per musica in due atti. Milano: Dalla Stamperia di Giacomo Pirola, 1816. 47 p.

4. Ariès P., Duby G., Perrot M. History of Private Life. Vol. IV: From the Fires of Revolution to the Great War. Cambridge: Harvard University Press, 1990. 713 p.

5. Aussiegirl. Fathers and Daughters in the Operas of Verdi. URL: http://aussiethule.blogspot.ru/2006/08/fathers-and-daughters-in-operas-of.html (дата обращения: 07.02.2015).

6. Basevi A. The Operas by Giuseppe Verdi / transl. by E. Schneider with S. Castelvecchi / ed. by S. Castelvecchi. Chicago: University of Chicago Press, 2013. 304 p.

7. Beghelli M. The Dramaturgy of the Operas // The Cambridge Companion to Rossini / ed. by E. Senici. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. P. 85–103.

8. Budden J. Opera semiseria // The New Grove Dictionary of Opera: in 4 vols. / ed. by S. Sadie. Vol. III. L.: Macmillan, 1998. P. 697–698.

9. Castelvecchi S. Sentimental opera: Questions of Genre in the Age of Bourgeois Drama. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 294 p.

10. Emilia di Liverpool. Dramma semi-serio per musica. Napoli: Dalla tipografia Flautina, 1824. 56 p.

11. Fermani S., Fermani G. La trovatella di Ferrara: quale mistero lega una giovane donna a Giuseppe Verdi e a sua moglie Giuseppina Strepponi? Macerata: Biemmegraf, 2011. 61 p.

12. Galliat S. Musiktheater im Umbruch: Studien zu den Opere semiserie Ferdinando Paërs. Kassel: Bosse, 2009. 361 S.

13. La Gazza ladra. Melodramma. Venezia: Tipografia di Commercio, 1836. 48 p.

14. Gossett Ph. Divas and Scholars: Performing Italian Opera. Chicago: University of Chicago Press, 2008. 704 p.

15. Jacobshagen A. Opera semiseria. Gattungskonvergenz und Kulturtransfer im Musiktheater. München: Franz Steiner, 2005. 319 S.

16. Jacobshagen A. Opera semiseria // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Sachteil, 7. Stuttgart: J.-B.-Metzler, 1997. S. 699–706.

17. Linda di Chamounix. Melodramma in tre atti. Milano: Dall’i R. Stabilimento Naz. Privileg. Di Giovanni Ricordi, 1843. 48 p.

18. Ng K. Verdi’s Father-Daughter Relationships in the Early Duets // Opera21 Magazine. URL: http://opera-21.com/post/39414407289/verdis-father-daughter-relationships-in-theearly (дата обращения: 07.02.2015).

19. Phillips-Matz M. J. Verdi: A Biography. Oxford: Oxford University Press, 1992. 994 p.

20. Powers H. S. “La solita forma” and “The Uses of Convention” // Acta Musicologica. Vol. 59. Fasc. 1 (Jan.–Apr., 1987). P. 65–90.

21. Robinson P. Opera, Sex and Other Vital Matters. Chicago: University of Chicago Press, 2002. 332 p.

22. Senici E. Virgins of the Rocks: Alpine Landscape and Female Purity in Early Nineteenth-Century Italian Opera. Ph. D. Cornell University. 1998. 306 p.

23. Senici E. Landscape and Gender in Italian Opera: The Alpine Virgin from Bellini to Puccini. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 356 p.

24. Senici E. Tipologia dei generi nel teatro musicale // Enciclopedia della musica. Vol. II. Milano: Einaudi / Il Sole 24 Ore, 2006. P. 624–640.

25. Shorter E. The Making of the Modern Family. N. Y.: Basic Books, 1975. 369 p.

26. La Sonnambula: melodramma in due atti. Cuneo: Dalla tipografia di Giuseppe Bay, 1835. 40 p.

27. Stone L. The Family, Sex and Marriage in England, 1500–1800. N. Y.: Harper & Row, 1977. 800 p.

28. Toscani C. “Il furioso all’isola di San Domingo”: uno strano misto di serio e di burlesco // Stagione lirica autunnale 24 settembre – 30 novembre dedicata a Gaetano Donizetti nel Centocinquantesimo della morte / a cura F. Bellotto. Bergamo: Litografia Novecento grafico, 1998. P. 169–183.