Поэзия романсового творчества: Рахманинов и Метнер (заметки к теме)

Аннотация

Создавая музыку для пения, композитор ищет слово, способное выразить его мысли и чувства. Постепенно из отобранных им и переложенных на музыку стихов склады­вается «книга» — совокупный поэтический текст, в котором волею автора — компози­тора — возникли повторяющиеся мотивы, сквозные тематические линии. Такой «кни­ге» присуще единство мировосприятия, скольких бы поэтов она ни объединяла. Од­ним из инструментов изучения «книг» во­кального или хорового творчества являет­ся сопоставительный анализ. Он особенно продуктивен, когда речь идет о композито­рах, принадлежащих к некоей единой тради­ции: таковы С. В. Рахманинов и Н. К. Метнер.

Использованная литература

1. Асафьев Б. Русский романс XIX века // Асафьев Б. Русская музыка. Л.: Музыка, 1968. С. 55–99


2. Бонди С. М. Рождение реализма в творчестве Пушкина // О Пушкине: Статьи и исследования. М.: Художественная литература, 1978. С. 5–168. URL: http://pushkin.niv.ru/pushkin/articles/bondi/realizm-13.htm (дата обращения: 01.03.2014).

3. Венцлова Т. Неустойчивое равновесие: Восемь русских поэтических текстов. New Haven: Yale Center for International and Area Studies, 1986. 206 p.

4. Гаспаров М. Л. Композиция пейзажа у Тютчева // Гаспаров М. Л. Избранные труды: в 3 т. Т. II. М.: Языки славянской культуры, 1997. C. 332–361.

5. Гервер Л. Л. Жизнь, смерть, слезы и любовь — о поэзии романсов Глинки // М. И. Глинка: к 200-летию со дня рождения: материалы научных конференций: в 2 т. / ред: Н. И. Дегтярева, Е. Г. Сорокина; ред. колл.: Н. И. Дегтярева, Е. Г. Сорокина, Н. Ю. Катонова, М. П. Мищенко, Д. Р. Петров. Т. II. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского; СПб: Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 2006. С. 243–252.

6. Гервер Л. Л. Избранные стихи Псалтири, переложенные на музыку Дмитрием Бортнянским / Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского: материалы международной конференции / ред.: Ю. А. Розанова, И. А. Скворцова, Е. Г. Сорокина. М., 2003. С. 77–96.

7. Гервер Л. Л. Поэзия романсового творчества Рахманинова // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии. Материалы научной конференции 31 октября — 2 ноября 2006 года / РАМ им. Гнесиных: сб. статей / сост. Л. С. Дьячкова. М., 2008. С. 118–145.

8. Гервер Л. Л. «Тень непроглядная» и «свет в небесной вышине»: к сравнению совокупного поэтического текста в романсах Мусоргского и Римского-Корсакова // Русская музыка. Рубежи истории: Материалы международной конференции: сб. статей / ред.: С. И. Савенко, И. А. Скворцова, Е. Г. Сорокина, Е. М. Царева. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2005. С. 78–99.

9. Гёте В. Годы странствий Вильгельма Мейстера, или отрекающиеся // Гёте И. В. Собрание сочинений: в 10 т. М.: Художественная литература, 1979. Т. VIII.

10. Гусев В. Е. Пушкин и Вук Караджич // Временник Пушкинской комиссии: сб. науч. тр. / ред. Д. С. Лихачев, В. Э. Вацуро, С. А. Фомичев. Л.: Наука, 1991. Вып. 24. С. 29–41.

11. Долинская Е. Б. Николай Метнер. М.: Музыка, 1966. 192 с.

12. Козырев Б. М. Письма о Тютчеве / предисл. А. Е. Тархова, коммент. М. Л. Гаспарова, А. Е. Тархова / Литературное наследство. 1988. Т. 97. Кн. 1. С. 70–131.

13. Коннов В. П. Романсы Н. К. Метнера на стихи Гёте // Гёте в русской культуре XX века: сб. статей / сост. Г. В. Якушева. 2-е изд., доп. М., Наука, 2004. С. 241–258.

14. Метнер Н. К. Сочинения для голоса и фортепиано // Собрание сочинений: в 6 т. Т. V–VI. М.: Музгиз, 1961.

15. Носорева Т. В. Местоимение «мы» в поэзии Ф. И. Тютчева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб., 2009. № 93. С. 203–207.

16. Рахманинов С. В. Рахманинов вспоминает // С. В. Рахманинов. Литературное наследие: в 3 т. Т. I: Воспоминания, статьи, интервью, письма. М.: Советский композитор, 1978. С. 93–100.

17. Ревзина О. Г. Загадки поэтического текста // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста: сб. статей, посвященный юбилею Г. А. Золотовой. М., 2002. C. 418–433.

18. Сендерович С. Внутренняя речь и терапевтическая функция в лирике: О стихотворении Пушкина «Я вас любил» // Revue des études slaves. Année 1987. Vol. 59. Numéro 59–1–2. P. 315–325. URL: http://www.persee.fr/web/revues/home/prescript/article/slave_0080–2557_1987_ num_59_1_5636 (дата обращения: 01.03.2014).

19. Топоров В. Функция, мотив, реконструкция (несколько замечаний к «Морфологии сказки» В. Я. Проппа) // Топоров В. Исследования по этимологии и семантике: в 3 т. Т. I: Теория и некоторые частные ее приложения. М.: Языки славянской культуры, 2005. С. 451–470.

20. Финкель С. М. «Ночная песнь странника Гете в русских переводах // Русский язык. Изд. дом «Первое сентября». № 13/2001. Электронная версия. URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200101307 (дата обращения: 01.03.2014).

21. Шведова Н. Ю. Местоимение и смысл: Класс русских местоимений и открываемые ими смысловые пространства / Рос. акад. наук, Отд-ние лит. и яз., Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. М. 1998. 176 с.

22. Швец Н. А. Поэзия Пушкина в художественных воззрениях и творчестве Николая Метнера // Николай Метнер. Вопросы биографии и творчества. Международная научная конференция. Москва, 23–26 апреля 2002 г. / сост., науч. ред.: Т. А. Королькова, Т. Ю. Масловская, С. Р. Федякин. М.: Русский путь, 2009. С. 76–92. (Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»: Материалы и исследования. Вып. 10)

23. Шивец Л. Лирика Гейне в космосе Метнера: Некоторые з амечания к ор. 12 Н иколая Метнера // Николай Метнер. Вопросы биографии и творчества. Международная научная конференция. Москва, 23–26 апреля 2002 г. / сост., науч. ред.: Т. А. Королькова, Т. Ю. Масловская, С. Р. Федякин. М.: Русский путь, 2009. С. 93–103. (Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»: Материалы и исследования. Вып. 10)

24. Goethe J. W. Auf dem See // Gedichte (1766–1832). URL: http://www.textlog.de/18389.html (дата
обращения: 01.03.2014).