Понятие прообраза художественной формы в православной философии XX века и специфика музыкального искусства

Аннотация

Рассматриваются философско-эстетические теории о. Павла Флоренского, Вячеслава Иванова и монаха Андроника (Алексея Лосева), по-новому освещающие понятие прообраза художественной формы в его соотношении с воплощенным образом. Особое внимание уделяется идеям Лосева, осуществившего синтез идей Платона и Бергсона о становящемся, развивающемся прообразе, а также о прообразе как символическом тождестве идеи и материала. Освещается специфика понимания образа, а, с другой стороны, специфика действия семиотики применительно к музыке. В свете отмеченных особенностей музыки рассматриваются явления музыкального авангарда второй половины XX века.

Использованная литература

1. Бергсон А. Введение. Часть первая. Возрастание истины. Возвратное движение истины / Из сборника «Мысль и движущееся» //  Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь /  пер. и сост. И. И. Блауберг. М.: РОССПЭН, 2010. С. 83–98.

2. Бергсон А. Возможное и действительное /  Из сборника «Мысль и движущееся» //  Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь /  пер. и сост. И. И. Блауберг. М.: РОССПЭН, 2010. С. 151–163.

3. Бергсон А. Жизнь и творчество Равессона /  Из сборника «Мысль и движущееся» //  Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь /  пер. и сост. И. И. Блауберг. М.: РОССПЭН, 2010. С. 196–224.

4. Бычков В. В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: в 2 т. Т. I. Раннее христианство. Византия. М., СПб.: Университетская книга, 1999. 575 с. (Российские Пропилеи)

5. Бычков В. В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: в 2 т. Т. II. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М., СПб.: Университетская книга, 1999. 527 с. (Российские Пропилеи)

6. Иванов В. И. Родное и вселенское / сост., вступ. ст. и примеч. В. М. Толмачева. М.: Республика, 1994. 427, [1] с. (Мыслители XX века)

7. Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII —  начала XIX века: в 3 ч. Ч. 2. Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции.
М.: Композитор, 2007. 224 с.

8. Лосев А. Ф. [Сочинения в девяти томах. Т. I.] Бытие — имя — космос / предисл., сост. и ред. А. А. Тахо-­Годи; послесловия В. П. Троицкого,
Л. А. Гоготишвили; коммент. И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1993. 958 с.

9. Лосев А. Ф. Диалектика мифа / сост., подготовка текста, общ. ред. А. А. Тахо-­Годи и В. П. Троицкого, примеч. В. П. Троицкого. М.: Мысль, 2001. 559 с. (Серия «Философское наследие». Т. 130)

10. Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы // Лосев А. Ф. [Сочинения в девяти томах. Т. IV.] Форма —  Стиль —  Выражение. М.: Мысль,
1995. С. 5–296.

11. Лосев А. Ф. Имя: Избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. А. Тахо-­Годи. СПб.: Алетейя, 1997. XXI, 614, [2] с. (Памятники религиозно­-философской мысли нового времени. Русская религиозная философия)

12. Михайлов А. В. Вольфганг Амадей Моцарт и Карл Филипп Мориц //  Михайлов А. В. Языки культуры: уч. пособие по культурологии /  сост. Н. С. Павловой, С. Ю. Хурумова; предисл. С. С. Аверинцева. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 748–757. (Язык. Семиотика. Культура)

13. Орлов Г. Древо музыки / предисл. М. Друскина, ред. Л. Ковнацкая. Washington: Н. А. Frager; СПб.: Советский композитор, 1992. 408 с.

14. Полозов С. П. Понятие информации и информационный подход в исследованиях М. Г. Арановского // Проблемы музыкальной науки. 2012.
№ 1 (10). С. 6–11.

15.Флоренский П. А. Иконостас. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2006. 192 с.