Позиция Дж. М. Артузи в споре о второй практике: ценности и интересы

Аннотация

В статье подробно анализируются обвинения, которые Дж. М. Артузи предъявляет К. Монтеверди и другим приверженцам «современной музыки» (musica moderna) в полемических трактах 1600 и 1603 годов. Показывается, что представление о «консерватизме» или даже «ретроградстве» Артузи сильно преувеличено. В качестве основного побудительного мотива к полемике выдвигается стремление болонского теоретика к истине, его уверенность в том, что любая музыкальная практика (в том числе seconda pratica) должна быть строго обоснована математически. Кроме того, излагается и аргументируется гипотеза, согласно которой публикация трактатов Артузи сыграла важную роль в конкуренции музыкантов при мантуанском дворе, и в частности в своеобразном соревновании мадригалов на текст монолога Миртилло «Жестокая Амарилли» из пасторальной трагикомедии Дж. Б. Гварини «Верный пастух».

Использованная литература

1. Бронфин Е. Ф. Клаудио Монтеверди (1567–1643). Краткий очерк жизни и творчества. Книжка для юношества. Л.: Музыка, 1970. 102 с.

2. Жданов В., Насонов Р. Беспокойный космополит или классик северонемецкой музыки? Фигура Каспара Фёрстера Младшего (1616–1673) в зеркале исторических свидетельств и современных научных исследований // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 3. С. 62–91.

3. Конен В. Дж. Клаудио Монтеверди, 1567–1643. М.: Советский композитор, 1971. 321 с.

4. Литвинова Ю. А. Инструменты antichi и moderni в описаниях музыкальных кабинетов Агостино Амади и Антонио Горетти (к проблеме интерпретации источников) // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 4. С. 74–119.

5. Лобанова М. Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 336 с. (Серия «Письмена времени»).

6. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: в 8 вып. Вып. 1. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти. Истоки современного музыкального театра. М.: Музыка, 1986. 311 с.

7. Artusi G. M. L’Artusi, overo delle imperfettione della moderna musica ragionamenti dui. Ne’ quali si ragiona di molte cose utili, & necessarie alli moderni compositori. Venetia: Giacomo Vincenti, 1600. 13 p., 71 f.

8. Artusi G. M. Seconda parte del’Artusi, overo delle imperfettione della moderna musica: nella quale si tratta de’molti abusi introdotti da i moderni scrittori, et compositori. Venetia: Giacomo Vincenti, 1603. [9], 56, 54 p.

9. Bukofzer, Manfred F. Music in the Baroque Era from Monteverdi to Bach. N. Y.: W. W. Norton, 1947. XV, 489 p.

10. Chater J. „Cruda Amarilli“: A Cross-Section of the Italian Madrigal // The Musical Times. Vol. 116. No. 1585 (March, 1975). P. 231 + 233–234.

11. Einstein A. The Italian Madrigal: in 3 vols. Vol 2. N. J.: Princeton University Press, 1949. 432 p. [p. 477–908].

12. Kulawik B. Stilistische Vielfalt im italienischen Madrigal um 1600. 169 S. URL: http://www.bibliothek-oechslin.org/stiftung/team/kulawik/seconda-prattica (дата обращения: 25.02.2016).

13. Monteverdi C. AL SERENISSIMO SIGNORE <…> // C. Monteverdi. Il quinto libro de madrigali a cinque voci: col basso continuo per il clauicembano, chittarone od altro simile istrumento; fatto particolarmente per li sei ultimi & per li altri a beneplacito. Novamente composti, & dati in luce. Venetia: Ricciardo Amadino, 1605. P. [1].

14. Palisca C. V. The Artusi-Monteverdi Controversy // C. V. Palisca. Studies in the History of Italian Music and Music Theory. N. Y.: Oxford University Press, 1994. P. 54–87.

15. Rolland R. Les origines du théâtre lyrique moderne: l’histoire de l’opéra en Europe avant Lully et Scarlatti. P.: E. Thorin, 1895. 316, 15 p. (Bibliothèque des écoles françaises d’Athènes et de Rome, 71); Nouv. éd. augmentée d’une préface inédite de l’auteur. P.: E. de Boccard, 1931.

16. Siegele U. Cruda Amarilli, oder: Wie ist Monteverdis ‚seconda pratica‘ satztechnisch zu verstehen? // Claudio Monteverdi. Vom Madrigal zur Monodie. München, 1994. S. 31–102. (Musik-Konzepte 83/84).