Публичный концерт в Англии как социокультурный ритуал и его исторические формы

Аннотация

Публичный музыкальный концерт по сути своей — социокультурный ритуал, в рамках которого взаимодействуют публика и музыканты. Часто формат концерта является и одним из маркеров деления музыки на «популярную» и «академическую», но это не всегда верно. Уже со времен появления первых публичных концертов в Англии организаторы привлекали слушателей, разнообразя формы исполнения, включая в программу совершенно разные произведения, как развлекательные, так и «серьезные», как известные, так и новые для публики, стремясь угодить различным вкусам, а также меняли формат концертов, ориентируясь на предпочтения аудитории. Эта тенденция не угасает и сейчас, академические композиторы придумывают новые способы представления своих произведений в новых местах, включая их в разнообразные программы. В данной статье мы рассмотрим, как видоизменялись форматы концертов в Англии c XVIII века до нашего времени и какая музыка на них исполнялась, на примере концертов Воксхол-гарденз, концертов военных оркестров, фестиваля «BBC Proms», концертов клубных ночей Nonclassical.

Использованная литература

1. Белоненко А. С. Прошлое и будущее классической музыки европейской традиции. Заметки по поводу монографии the Oxford history of Western music. Часть 1 // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2015. № 3. С. 160–218.

2. Бёрни Ч. Отчет о музыкальных представлениях в память о Генделе в Вестминстерском аббатстве и Пантеоне 26, 27, 29 мая и 3 и 5 июня 1784 года, составленный Чарльзом Бёрни / перевод и комментарии Анны Лосевой // Научный вестник Московской консерватории. Т. 1 (2010). № 1. С. 83–102.

3. Васильев К. Б. Вокзал — вокальный зал ожидания имени Вокса // Vox. Философский журнал. 2014. № 17. URL: https://vox-journal.org/html/issues/280/290 (дата обращения: 18.10.2020).

4. Дуков Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры. М.: Классика-XXI, 2003. 254 с.

5. Andrewes T., Djuric D. We Break Strings: The Alternative Classical Scene in London. London: Hackney Classical Press, 2014. 148 p.

6. Arnold D., Lynan P. Arne, Thomas Augustine // The Oxford Companion to Music / ed. by A. Latham. Oxford University Press, 2011. Online Version. URL: https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/acref/9780199579037.001.0001/acref-9780199579037-e-396 (дата обращения: 20.10.2020).

7. Arnold D., Lynan P. Arnold, Samuel // The Oxford Companion to Music / ed. by A. Latham. Oxford University Press, 2011. Online Version. URL:  https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/acref/9780199579037.001.0001/acref-9780199579037-e-399 (дата обращения: 20.10.2020).

8. Cannon J. A. Vauxhall gardens (London) // The Oxford Companion to British History. 2nd ed. Oxford University Press, 2015. Online Version. URL:  https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/acref/9780199677832.001.0001/acref-9780199677832-e-4356 (дата обращения: 20.10.2020).

9. Cormack D. A Bayreuth extension lecturer: Carl Armbruster and music in the parks // The Musical Times. Vol. 152 (2011). No. 1914. P. 61–86.

10. Glazier L. Vauxhall Gardens: An Eighteenth-Century London Pleasure Ground: Master of Arts in History thesis. Fresno: California State University, 2000. 113 p.

11. History of the Proms // BBC. URL: https://www.bbc.co.uk/programmes/articles/1sgMxZvFzHQG3Y1HktMfg6w/history-of-the-proms (дата обращения: 22.10.2020).

12. Johnson D., Temperley N. Glee // The Oxford Companion to Music / ed. by A. Latham. Oxford University Press, 2011. Online Version. URL:  https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/acref/9780199579037.001.0001/acref-9780199579037-e-2920 (дата обращения: 22.10.2020).

13. Kolb B. M. Classical Music Concerts Can Be Fun: The Success of BBC Proms // International Journal of Arts Management. Vol. 1. No. 1 (Fall 1998). P. 16–23.

14. Langley L. Joining Up the Dots: Cross-Channel Models in the Shaping of London Orchestral Culture, 1895–1914 // Music and Performance Culture in Nineteenth-Century Britain: Essays in Honour of Nicholas Temperley / ed. by B. Zon. Farnham, Burlington: Ashgate, 2012. P. 37–58.

15. Mitchell J. C. Gustav Holst: the Works for Military Band: Ph. D. Dissertation. Urbana-Champaign: University of Illinois, 1980. 300 p.

16. Scholes P., Latham A. Catch // The Oxford Companion to Music / ed. by A. Latham. Oxford University Press, 2011. Online Version. URL:  https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/acref/9780199579037.001.0001/acref-9780199579037-e-1210 (дата обращения: 22.10.2020).

17. Thompson W., Lynan P. Shield, William // The Oxford Companion to Music / ed. by A. Latham. Oxford University Press, 2011. Online Version. URL:  https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/acref/9780199579037.001.0001/acref-9780199579037-e-6154 (дата обращения: 20.10.2020).

18. Wright D. Concerts for Coteries, or Music for All? Glock’s Proms Reconsidered // The Musical Times. Vol. 149 (2008). No. 1904. P. 3–34.

DOI (чистый, не ссылка)
10.26176/mosconsv.2021.46.3.006