«Селена» Алексея Сысоева: к проблеме соотношения ratio и sensus

Аннотация

Фортепианная пьеса «Селена» была написана А. Ю. Сысоевым в 2012 году специально для пианиста Юрия Фаворина. Необычная продолжительность пьесы (2,5 часа), сложнейший музыкальный материал, интенсивное внутреннее развитие, а также беседа с музыкантами подтолкнули нас к рассмотрению проблемы соотношения ratio и sensus — сознательных и бессознательных (интуитивных) процессов мышления, объединенных в рамках одного произведения. Во время работы Алексей Юрьевич старался абстрагироваться от влияния других композиторов, не следовал прекомпозиционным схемам, а опирался исключительно на свою интуицию. Он рассказал, что иногда «Селена» сама вступала с ним во взаимодействие и начинала жить своей жизнью, поэтому он только следил за ее становлением. Интуитивные процессы стали ведущими во время поиска гармонической основы пьесы, иррациональной ритмики и регистровой диспозиции. Сфера ratio особенно ярко проявилась постфактум, когда композитор начинал анализировать свершившиеся в пьесе процессы. Постоянное эволюционное перерождение материала из рыхлого состояния в твердое он объяснил через вариационные процессы, а тип развития обозначил континуально-дискретным временем. В «Селене» ratio и sensus также могут быть представлены в неразрывном единстве. Например, композитор был уверен в необходимости написания репризы трехчастной макроформы, а единственный флажолет в конце первой части изначально должен был получить развитие.

Использованная литература

1. Бурцев Д. Три композитора — об экспериментальной импровизации (беседа А. Сысоева, Д. Бурцева, В. Горлинского). 2016. URL: http://syg.ma/@dmitry-burtsev/trikompozitora-ob-ekspierimientalnoi-improvizatsii (дата обращения: 15.08.2017).

2. Дубинец Е. Знаки звуков. О современной музыкальной нотации. Киев: Гамаюн, 1999. С. 46–49.

3. Мусаелян Е. С. Группа композиторов «Пластика звука»: дипломная работа. Науч. рук.: проф. С. И. Савенко. М., Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 2010. С. 83–94.

4. Соколов А. С. Введение в музыкальную композицию XX века. М.: ВЛАДОС, 2004. 141 с.

5. Сысоев А. Ю. Персональный сайт композитора. URL: http://www.alexeysysoev.com
(дата обращения: 15.08.2017).

6. Сысоев А. Ю. Аннотация к диску: Alexey Sysoev / Yury Favorin — Selene. FANCYMUSIC. 2015. URL: http://fancymusic.ru/alexey-sysoev-yury-favorin-selene/ (дата обращения: 04.08.2017).

7. Сысоев А. Ю. Феномен свободной импровизации в музыке ХХ века: автореф. дис... канд. иск. М., 2013. 33 с.

8. Сысоев А. Аннотации [к произведениям]: Ja-ja для ансамбля (2006), Beta Taurids для ансамбля (2008), Macrophonia // Композиторы от А до Я. Центр современной музыки при МГК имени П. И. Чайковского. URL: http://www.ccmm.ru/index.php?page=composers&composer=sisoev (дата обращения: 21.08.2017).

9. Тарнопольский В. В. Композитор Алексей Сысоев: «Идея не может быть слишком очевидной, иначе это больше идея, чем музыка»: интервью с композитором. 2015. URL: http://syg.ma/@sygma/kompozitor-alieksiei-sysoiev-idieia-nie-mozhietbyt-slishkom-ochievidnoi-inachie-eto-bolshie-idieia-chiem-muzyka (дата обращения: 28.08.2017).