Задача статьи — собрать воедино уже достаточно известный материал о жизни и творчестве композитора и осмыслить его судьбу в контексте трагических событий середины ХХ столетия. Редкое дарование Вайнберга вкупе с выпавшими на долю музыканта жизненными испытаниями (война, гибель родителей, двойное беженство, арест) прочертили особый след в истории советской музыки. Супруга Вайнберга, Наталья Вовси, была племянницей главного терапевта Советской армии М. Вовси, арестованного по «Делу врачей», и дочерью еврейского актера и режиссера С. Михоэлса, убитого по распоряжению Сталина в 1948 году. Публикуются документы, касающиеся освобождения и реабилитации Вайнберга. Прослежена роль Шостаковича в судьбе Вайнберга, в том числе его усилия по спасению арестованного композитора.
Вайнберг не был художником откровенно трагического плана. Но тема насилия и гибели звучит в его творчестве — то обнаженно (как в Пятой, Шестой и Восьмой симфониях), то приглушенно. Присутствует она и в линии его творчества, связанной с еврейской музыкой (Вайнберг сочинил два цикла «Еврейских песен» на стихи поэтов, писавших на идиш, изд. 1944). Другого рода художественное переживание представилось Вайнбергу осенью 1953 г., через несколько месяцев после освобождения. Шостакович попросил Вайнберга, блестящего пианиста, сыграть с ним в четыре руки новую — Десятую — симфонию перед дирижером Е. Мравинским, чтобы тот имел представление о правильных темпах. Это исполнение осталось уникальным свидетельством эпохи. Слушая Скерцо из Десятой симфонии (приложена ссылка на аудиозапись), невозможно забыть о том, что этот устрашающий образ зла воспроизвели музыканты, через жизнь которых прошла борозда насилия.
1. Аллилуева С. Двадцать писем к другу. М.: Известия, 1990. 176 с.
2. Барсова И. Четырехручные переложения в творчестве и музицировании Дмитрия Шостаковича // Дмитрий Шостакович: Исследования и материалы. Вып. 2 / ред.-сост. О. Дигонская, Л. Ковнацкая. М.: DSCH, 2007. С. 185–190.
3. Вовси-Михоэлс Н. Мой отец Соломон Михоэлс. Воспоминания о жизни и гибели. М.: Возвращение, 1997. 237 с.
4. Дорман О. Нота. «Жизнь Рудольфа Баршая, рассказанная им в фильме Олега Дормана». М.: АСТ, Corpus, 2013. 352 с.
5. Композитор Мечислав Вайнберг: нотографический справочник / сост. Н. Сладкова. М.: ВААП-информ, 1985.
6. Моисей Вайнберг // Электронная еврейская энциклопедия. URL: http://www.eleven.co.il/article/10818 (дата обращения 21.04.2014).
7. Мравинский Е. Записки н а память. Дневники. 1 918–1987. С Пб.: Искусство—СПБ, 2004. 656 с.
8. Музыкальная династия «Крейн и Кº». К юбилею композиторов Александра и Юлиана Крейнов: буклет выставки. М.: ГЦММК им. М. И. Глинки, 2014.
9. Никитина Л. «Почти любой миг жизни — работа». Страницы биографии и творчества Мечислава Вайнберга // Музы кальная академия. 1994. № 5. С. 17–24.
10. Никитина Л. Симфонии М. Вайнберга. М.: Музыка, 1972. 207 с.
11. Николаев А. О творчестве М. Вайнберга // Советская музыка. 1960. № 1. С. 40–47.
12. Ольхович Л. Вайнберг // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. I. М.: Советская энциклопедия; Советский композитор, 1973. Кол. 649–650.
13. Письма к другу: Письма Д. Д. Шостаковича к И. Д. Гликману / сост. и комментарий И. Д. Гликмана. М.: DSCH; М. — СПб: Композитор, 1993. 335 с.
14. Сорель М. Смятая жизнь. М.: ЭГСИ, 2002. 160 с.
15. Сталин и космополитизм. Документы Агитпропа ЦК КПСС 1945–1953 / сост. Д. Г. Наджафов, З. С. Белоусова; отв. ред. Д. Г. Наджафов. М.: Международный фонд “Демократия”, Материк 2005. 768 с. (Россия. ХХ век. Под ред. академика А. Н. Яковлева)
16. Судьба еврейского театра в России. ХХ век: исследования, архивы, би блиография / сост. А. А. Колганова, ред. Н. И. Быкова. М.: ГПНТБ России, 2001. 216 с.
17. Уголовный Кодекс. Официальный текст с изменениями на 1-е августа 1948 г. и с приложением постатейно-систематизированных материалов. М.: Юриздат, 1948. 216 с.
18. Якубов М. Мечислав Вайнберг: «Всю жизнь я жадно сочинял музыку» // Утро России. № 7 (67). 16–22 февраля 1995.