Северонемецкий духовный концерт второй половины XVII века: к проблеме региональной традиции

Аннотация

В статье рассматриваются духовные концерты композиторов второй половины XVII века, работавших в трех крупнейших центрах северной Г ермании — Г амбурге, Дан­циге и Любеке. Показываются особенности организации церковной музыки в этих городах, выявляются факторы, повлиявшие на стиль духовных произведений. На основе анализа сочинений — как опубликованных, так и расшифрованных автором статьи по рукописям из собрания Г. Дюбена — дается сравнительная характеристика творчества избранных авторов — М. Векмана и К. Бернхарда (Гамбург) К. Фёрстера и Б. Эрбена (Данциг), Ф. Тундера и Д. Букстехуде (Любек) — которая свидетельству­ет о перспективности изучения вокально-инструментальных жанров церковной му­зыки северонемецкого региона как совокупности локальных традиций, а не как еди­ной композиторской «школы».

Использованная литература

1. Медынский Е. Н. Школа (в искусстве) // Большая советская энциклопедия: в 50 т. Т. 48 / гл. ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. М.: Большая советская энциклопедия, 1957. c. 82.

2. Медынский Е. Н. Школа (система образования) // Большая советская энциклопедия: в 50 т. Т. 48 / гл. ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1957. С. 78–82.

3. Никулина Т. С. Средневековый Любек. Самара: СамГУ, 2006. 356 c.

4. Патрушев А. И. Германская история: через тернии двух тысячелетий. М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2007. 704 c.

5. Becker H., Lutz L. Hamburg // NGD2. Vol. 10 (2001). P. 715–722.

6. Berglund L. The Roman Connection. The Dissemination and Reception of Roman Music in the North // The Dissemination of Music in Seventeenth-Century Europe / ed. by E. Kjellberg. Bern [u.a]: Peter Lang, 2006. P. 193–217.

7. Blume F. Deutschland. Barock // Die Musik in Geschichte und Gegenwart / hrsg. von Friedrich Blume. Bd. 3. Kassel [u.a.]: Bärenreiter, 1954. Sp. 581–608.

8. Frandsen М. Crossing Confessional Boundaries: the Patronage of Italian Sacred Music in Seventeenth-Century Dresden. N. Y.: Oxford University Press, 2006. 514 p.

9. Gudel J. Danzig // MGG2. Bd. 2 (1995). Sp. 1080–1086.

10. Hedell K. The Missa super Im Mayen and the Düben Collection in Relation to the German Church Collection in Stockholm // The Dissemination of Music in Seventeenth-Century Europe / ed. by E. Kjellberg. Bern [u.a]: Peter Lang, 2006. S. 33–47.

11. Heyink R., Marx H. J. Hamburg // MGG2. Bd. 3 (1995). Sp. 1750–1773.

12. Hoffmann K., Karstädt G. Lübeck // MGG2. Bd. 5 (1996). Sp. 1498–1503.

13. Kessler F. [Vorwort] // Danziger Kirchenmusik. Vokalwerke des 16. Bis 18. Jahrhunderts / hrsg. von F. Kessler. Neuhausen-Stuttgart: Hänssler 1973. 394 S.

14. Krummacher F. The German Cantata to 1800 // NGD2. Vol. 5 (2001). P. 21–32.

15. Seiffert M. J. P. Sweelinck und seine direkten deutschen Schüler // Vierteljahrschrifft für Musikwissenschaft. Jg. VII (1891). S. 145–260.

16. Snyder K. Dieterich Buxtehude: Leben, Werk, Aufführungspraxis. Kassel [u.a.]: Bärenreiter, 2007. 581 S.

17. Stahl W. Franz Tunder und Dietrich Buxtehude // Archiv für Musikwissenschaft. Jg. 8. H. 1 (October, 1926). S. 1–77.

18. Webber G. North German Church Music in the Age of Buxtehude. Oxford: Clarendon, 1996.
236 p.