«Шамиль» М. П. Мусоргского. Исследование и опыт реконструкции

Аннотация

В статье впервые представлено неизвестное сочинение Мусоргского для мужского хора и фортепиано (1859), названное В. Г. Каратыгиным «Маршем Шамиля». Даны характеристики автографа и музыкальной стилистики хора; выявлен обширный исторический контекст; на основе сохранившегося авторского клавира впервые реконструирован полный нотный текст (публикуется в Приложении к статье). Параллели с фрагментами оперы Ц. А. Кюи «Кавказский пленник» (1858) служат инструментом музыкально-исторического анализа сочинения Мусоргского. Составлена летопись творческих встреч формирующегося балакиревского кружка на фоне одновременно свершающихся событий политической жизни Российской Империи (победного окончания Кавказской войны и появления плененного имама Шамиля в Петербурге). Исследуются связи мелодики хора Мусоргского с ритуальными песнопениями (закирами-зикрами). Выдвигается предположение, что «Шамиль» был задуман автором в качестве варианта более крупного музыкально-драматического сочинения. Предлагается иное название— Хор свиты Шамиля.

Использованная литература

1. Антипов В. И. Неопубликованные рукописи Мусоргского // Советская музыка. 1989. № 3. С. 77–85.

2. Антипов В. И. Произведения Мусоргского по автографам и другим первоисточникам. Аннотированный указатель // Наследие М. П. Мусоргского: Сб. материалов: К выпуску Полного академического собрания сочинений М. П. Мусоргского в тридцати двух томах / сост. и общая редакция Е. Левашева. М.: Музыка. 1989. С. 63–144.

3. Ашхотов Б. Г. Неизвестное об известной теме М. И. Глинки // Музыкальная академия. 2008. № 2. С. 95–102.

4. Бериглазова Е. В. Роль коллективных персонажей в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов» // Вестник Магнитогорской консерватории. 2015. №2. С. 37–49.

5. Бериглазова Е. В. Роль хора в опере М. П. Мусоргского «Хованщина» // Вестник Магнитогорской консерватории. 2016. № 2. С. 23–39.

6. Бестужев-Марлинский А. А. Аммалат-бек // А. А. Бестужев-Марлинский. Повести. М.: Правда, 1986. С. 222–345.

7. Бодина-Дячек В. В. Авторские посвящения М. Мусоргского в контексте русской музыкальной культуры второй половины XIX века // Научные проблемы современного музыкального искусства: Материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред.-сост. Е. Р. Скурко. Уфа: Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова, Республиканский учебно-методический центр Министерства культуры Республики Башкортостан, 2015. С. 14–20.

8. Бородин А. П. Воспоминания о Мусоргском // Письма А. П. Бородина: в 4 вып. Вып. IV (1883–1887). М.—Л.: Музгиз, 1950. С. 297–299.

9. Васильцова М. А. М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков и М. А. Балакирев в работе над хором «Иисус Навин» // Музыка и время. 2011. № 1. С. 39–41.

10. Виноградова А. С., Лебедева-Емелина А. В. Хоровые сочинения М. П. Мусоргского: обзор и контексты // Научный вестник Московской консерватории. 2017. № 2 (29). С. 140–169.

11. Головинский Г. Л., Сабинина М. Д. Модест Петрович Мусоргский. М.: Музыка, 1998. 732 с. (Классики мировой муз. культуры).

12. Добролюбов Н. А. О значении наших последних подвигов на Кавказе // Н. А. Добролюбов. Собрание сочинений в 9 томах. Т. 5: Статьи и рецензии, июль-декабрь 1859 г. М.—Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. С. 430–452.

13. Ислам: Энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. М.: Наука, 1991. С. 97.

14. Казембек А. К. Муридизм и Шамиль // Русское Слово. 1859. №12. С. 182–242.

15. [Каратыгин В. Г.] Перечень сочинений М. П. Мусоргского // Музыкальный современник. 1917. №56. С. 223–255.

16. Каратыгин В. Г. «Саламбо» Мусоргского // Аполлон. 1909. №2. С. 30–46.

17. Крылов В. А. Композитор Ц. А. Кюи (отрывок из воспоминаний) // Исторический вестник. 1894. Т. LV. С. 472–481.

18. Кюи Ц. А. Избранные письма / сост. И. Л. Гусин. Л.: ГИЗ, 1957. LXVII, 690 с.

19. Кюи Ц. А. Кавказский пленник. Опера в 3‑х действиях. Либретто [В. А. Крылова] по А. Пушкину. Клавир. СПб.: Василий Бессель, Б. г. 245 с.

20. Ламм П. А. Список произведений и музыкальных работ Мусоргского (составлен при участии С. С. Попова на основании сведений, собранных до 28 марта 1931 г.) // М. П. Мусоргский. К пятидесятилетию со дня смерти: 1881–1931: Статьи и материалы / Под редакцией Ю. Келдыша и В. Яковлева. М.: Гос. муз. изд., 1932. С. 291–310.

21. Лебедева-Емелина А. В., Виноградова А. С. Музыкальная классика: неожиданное авторство // International Center for the Social Sciences (Сфера общественный наук). Ежемесячный научный журнал. 2015. №1 (7). С. 55–58.

22. Лебедева-Емелина А. В., Наумов А. А., Виноградова А. С. Загадки духовного творчества Мусоргского (реконструкция авторства песнопения «Ангел вопияше») // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 157–172.

23. Левашев Е. М., Тетерина Н. И. Историзм художественного мышления М. П. Мусоргского. М.: Памятники исторической мысли, 2011.

24. Милий Алексеевич Балакирев. Летопись жизни и творчества / Сост. А. С. Ляпунова, Э. Э. Язовицкая. Л.: Музыка, 1967. 599 c.

25. Миллер Л. А., Сквирская Т. З. Мусоргский— известный и неизвестный // Музыкальная академия. 2007. №2. С. 97–100.

26. Миллер Л. А., Сквирская Т. З. Открывая неизвестного Мусоргского // Musicus. 2007. №8. С. 3–7.

27. Михайлова Е. А. «Голоса в народе» в опере «Борис Годунов» Мусоргского (по рукописи клавира) // Musicus. Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. 2009. №5 (18). С. 3–39.

28. Мусоргский М. П. Письма. 2‑е изд. М.: Музыка. 1984. 446 с.

29. Новиков Н. С. У истоков великой музыки: поиски и находки на родине М. П. Мусоргского. Л.: Лениздат, 1989. 202 с.

30. Орлова А. А. Труды и дни М. П. Мусоргского: летопись жизни и творчества. М.: Музгиз, 1963. 698 с.

31. Петербургская жизнь. Заметки Нового поэта // Современник. 1859. Т. LXXVII. Октябрь. С. 457–496.

32. Письма М. А. Балакирева А. П. Арсеньеву (1858–1862) // Русская музыкальная газета. 1910. №41. Стб. 867–874.

33. Римский-Корсаков А. Н. Музыкальные сокровища рукописного отделения Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. (Обзор музыкальных рукописных фондов). Л.: ГПБ, 1938. 111 с. (Musicalia, вып. 1).

34. Руновский А. И. Записки о Шамиле. 2‑е изд. М.: Внешторгиздат, 1989. 175 с.

35. Соколова А. Н. Жанровая трансформация в музыкальном фольклоре (на примере «Молитвы Шамиля») // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. Т. 9 (2019). Вып. 1. С. 30–45.

36. Цвейг С. Смысл и красота рукописей / пер. Н. Бунина // Стефан Цвейг. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 10: Стихотворения. Исторические миниатюры. Публицистика. Кристина Хофленер. М.: Терра, 1997. С. 357–365.

37. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка: в 17 т. Т. 6: Письма 1876–1877 / подгот. Н. А. Викторовой и Б. А. Рабиновичем. М.: Музгиз, 1961. 397 с.

38. Шамиль— бывший имам Чечни и Дагестана. Описание жизни его и очерк последних военных действий в Восточном Кавказе (с портретом Шамиля). СПб.: тип. В. Прохорова, 1859. 28 с.

39. Taruskin R. Oxford History of Western Music: in 5 vols. Vol. 3: The Nineteenth Century. Oxford; New York: Oxford University Press, 2005. VII, 830 p.