Скрябин и стиль модерн

Аннотация

Статья посвящена А. Н. Скрябину и его соприкосновению со стилем модерн. Связи Скрябина с эстетикой модерна выражаются как в творчестве композитора, так и в его бытовом поведении, высказываниях, вкусах и лексических оборотах. В статье предпринимается попытка осмыслить суть дарования Скрябина и специфику его музыка­льной материи сквозь призму новаторских черт музыкального модерна. Среди них такие характерные признаки модерна, как: культ красоты, внимание к деталям текста, декоративность ткани, рисунок мелодической линии — ​арабески, особый тип организации времени, статичность, эмансипация тембра и ритма и др.

Использованная литература

1. Бандура А. Скрябин и новая научная парадигма ХХ века // Музыкальная академия. 1993. №4. С. 175–180.

2. Барас К. В. Эзотерика «Прометея» // Нижегородский скрябинский альманах. Вып. 1. Нижний Новгород: Нижегородская ярмарка, 1995. С. 100–117.

3. Евреинов Н. Н. Его смерть // Каратыгин В. Г. Скрябин. Пг.: Н. И. Бутковская, [1915]. С. [4–5].

4. Каратыгин В. Г. Скрябин. Пг.: Н. И. Бутковская, [1915]. [8], 68 с.

5. Левая Т. Скрябин и новая русская живопись: от модерна к абстракционизму // Нижегородский скрябинский альманах. Вып. 1. Нижний Новгород: Нижегородская ярмарка, 1995. С. 151–174.

6. Михайлов А. В. Об обозначениях и наименованиях в нотных записях А. Н. Скрябина // Нижегородский скрябинский альманах. Вып. 1. Нижний Новгород: Нижегородская ярмарка, 1995. С. 121–149.

7. Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. М.: Муз. сектор Государственного издательства, 1925. 318 с.

8. Томпакова О. Иду сказать людям, что они сильны и могучи // Музыкальная академия. 1993. №4. С. 180–185.

9. Христианская мистерия А. Н. Скрябина. Два взгляда на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. М.: ГММ А. Н. Скрябина, 1999. 40 с.

10. Энгель Ю. Д. Глазами современника. М.: Советский Композитор. 523 с.