Смерть и музыка: траурные мотеты от Дюфаи до Жоскена

Аннотация

В исследовании рассматривается ряд мотетов, созданных в период с 1464–65 (предположительная дата создания мотета «Ave regina caelorum III» Г. Дюфаи) до 1521 года (смерть Ж. Депре). Сочинения объединены траурной тематикой и написаны в память об ушедших из жизни правителях, композиторах и музыкантах. Материал анализируется с точки зрения текстовой и музыкальной составляющих. При анализе латинских стихов обнаружены влияния античной и христианской поэзии, представлена трактовка символики. Музыкальный анализ включает в себя несколько параметров: работу с заимствованными первоисточниками, ладом и фактурой. Он позволяет выявить общность рассматриваемых сочинений в виде обращения к разновидностям техники cantus firmus, характерным способам организации музыкальной ткани (фобурдон, звукоизобразительность), а также определенным ладовым наклонениям. На этом основании делается вывод о сформированной жанровой разновидности — траурном мотете.

Использованная литература

1. Коклико А. П. Compendium musices / пер., исслед. и коммент. Н. И. Тарасевича. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2007. 484 с.

2. Лебедев С. Н. Баллада (14–15 вв.) // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал. URL: https://bigenc.ru/c/ballada-14-15-vv-4e40f4 (дата обращения: 18.07.2024).

3. Лебедев С. Н. Парадоксы антикизации в музыкальной культуре и иконографии Ренессанса // Инновационное пространство музыкальной науки и практики / ред.-сост. В. Н. Холопова, М. С. Старчеус и др. М.: Альтекс, 2019. С. 182–201.

4. Лебедев С. Н. Soggetto cavato // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал. URL: https://bigenc.ru/c/soggetto-cavato-82e317 (дата  обращения: 18.07.2024).

5. Лоренцо Медичи и поэты его круга: Избранные стихотворения и поэмы / предисл., пер. и комм. А. Триандафилиди. М.: Водолей, 2013. 288 с. URL: https://facetia.ru/lorenco-medichi-i-poehty-ego-kruga (дата обращения: 18.07.2024).

6. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. 2-е изд., испр., доп. М.: Искусство, 1995. 319 с.

7. Платон. Государство // Платон. Сочинения: в 4 т. Т. III. Ч. 1 / под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко, 2007. С. 97–494.

8. Плутарх Херонейский. О музыке // Музыкальные писатели античной Греции / изд. подгот. В. Г. Цыпин. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2019. С. 61–114.

9. Селиванова Л. Л. Лебедь в культе Аполлона // Античность и средневековье Европы. Межвузовский сборник научных статей / ред. А. З. Нюркаева, И. Л. Маяк. 
Пермь: Пермский гос. университет, 1994. С. 38–46.

10. Сундукова Л. И. «Ложь» во имя красоты: musica ficta в композициях XIV века // Научный вестник Московской консерватории. Т. 14. № 4 (декабрь 2023). С. 592–611. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2023.55.4.01.

11. Сундукова Л. И. Методы работы с первоисточником в мессах Пьера де Ла Рю. Дисс. ... канд. иск. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2022. 285 с.

12. Тарасевич Н. И. Проблемы тематизма в музыке эпохи Ренессанса: дисс. ... кандидата искусствоведения. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1994. 306 с.

13. Ушакова Н. В. Марианские антифоны в западноевропейской культуре Средневековья и Возрождения. М.: Композитор, 2015. 251 с.

14. Brown H., MacCracken T., Ranzini P. Mouton [de Holluigue], Jean // Grove Music Online. https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.51872.

15. Cirlot J. E. A Dictionary of Symbols / trans. by J. Sage, foreword by H. Read. London: Routledge. 1971. 507 p.

16. Elders W. Josquin’s “Absolve, quaesumus, domine”: A Tribute to Obrecht? // Tijdschrift van de Vereniging voor Nederlandse Muziekgeschiedenis. Deel 37 (1987). S. 14–24. https://doi.org/10.2307/938593.

17. Fallows D. Two More Dufay Songs Reconstructed // Early Music. Vol. 3. No. 4 (October 1975). P. 358–360. https://doi.org/10.1093/earlyj/3.4.358.

18. Fuhrmann W. Pierre de la Rues Trauermotetten und die “Quis dabit”-Tradition // Tod in Musik und Kultur: Zum 500. Todestag Philipps des Schönen / hrsg. von S. Gasch, B. Lodes. Tutzing: Verlag Dr. Hans Schneider, 2007. S. 189–244.

19. Gallagher S. Pater optime: Vergilian allusion in Obrecht’s Mille quingentis // The Journal of Musicology. Vol. 18. No. 3 (July 2001). P. 406–457. https://doi.org/10.1525/jm.2001.18.3.406.

20. Haar J. Festa, Costanzo // Grove Music Online. https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.09554.

21. Hatter J. D. Composing Community in Late Medieval Music: Self-Reference, Pedagogy, and Practice. Cambridge, United Kingdom; New York, NY: Cambridge University Press, 2019. 281 p. (Music in Context). http://www.doi.org/10.1017/9781108643597.

22. Jas E. Introduction // Jheronimus Vinders. Collected Works. Part 1: Motets and Secular Works. Middleton: A-R Editions, 2018. P. VII–XI.

23. Leach E. E. Dead Famous: Mourning, Machaut, Music, and Renown in the Chantilly Codex // A Late Medieval Songbook and Its Context: New Perspectives on the Chantilly Codex (Bibliothèque du Chateau de Chantilly, Ms. 564) / ed. by Y. Plumley, A. Stone. Turnhout, Belgium: Brepols Publishers, 2010. P. 63–93. https://doi.org/10.1484/M.EM-EB.3.2661.

24. Lowinsky E. E. On the Presentation and Interpretation of Evidence: Another Review of Costanzo Festa’s Biography // Journal of the American Musicological Society. Vol. 30. No. 1 (Spring 1977). P. 106–128. https://doi.org/10.2307/831132.

25. McDowell L. P. Death in the Renaissance: Musical Symbols and Styles in Commemorative Motets, 1460–1539: Ph. D. diss. The Florida State University, 1991. XIV, 452 p.

26. Mecony H. Ockeghem and Motet-Chanson in Fifteenth-Century France // Secular Renaissance Music / ed. by. S. Gallagher. Farnham: Ashgate, 2013. P. 137–158.

27. Noble J. Josquin Desprez // New Grove Dictionary of Music and Musicians. 1st ed. Vol. 9. London: MacMillan, 1980. P. 713–738.

28. Osthoff H. Josquin Desprez. Zweiter Band. Tutzing: Hans Schneider, 1965. VIII, 402 S.

29. Palisca C. V. The Ethos of Modes During the Renaissance // The Emotional Power of Music: Multidisciplinary Perspectives on Musical Arousal, Expression, and Social 
Control / ed. by T. Cochrane, B. Fantini, K. Scherer. Oxford: Oxford Academic, 2013. P. 102–114. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199654888.003.0008.

30. Payne T. B. Datable “Notre Dame” Conductus: New Historical Observations on Style and Technique // Current Musicology. Vol. 64 (Spring 1998). P. 104–151.

31. Picker M. The Chanson Albums of Marguerite of Austria. MSS 228 and 11239 of the Bibliothèque royale de Belgique, Brusseles. Berkley and Los-Angeles: University of California Press, 1965. XI, 505 p.

32. Planchart A. E. Guillaume Du Fay: The Life and Works: in 2 vols. Cambridge, New York: Cambridge University Press, 2018. XXV, 926 p. https://doi.org/10.1017/9781316694299.

33. Planchart A. E. Notes on Guillaume Du Fay’s Last Works // The Journal of Musicology. Vol. 13. No. 1 (January 1995). P. 55–72. https://doi.org/10.2307/764051.

34. Reese G. Music in the Renaissance. New York: W. W. Norton, 1959. 1022 p.

35. Rice E. Tradition and Imitation in Pierre Certon’s Deploration for Claudin de Sermisy // Revue de musicologie. Vol. 85. No. 1 (1999). P. 29–62. https://doi.org/10.2307/947006.

36. Rubin F. A. Car Atropos: A Study of the Renaissance Deploration: Ph. D. diss. Chapel Hill: University of North Carolina, 1978. 314 p.

37. Smijers A. Twee Onbekende Motetteksten van Jacob Hobrecht // Tijdschrift Der Vereeniging Voor Noord-Nederlands Muziekgeschiedenis. Deel 16. 2de Stuk (1941). 
S. 129–134. https://doi.org/10.2307/947528.

38. Staehelin M. [Letter from Martin Staehelin] / trans. by Harry Joelson // Journal of the American Musicological Society. Vol. 28. No. 1 (Spring 1975). P. 160. https://doi.org/10.2307/830930.

39. Strohm R. The Rise of European Music, 1380–1500. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. XV, 720 p.

40. Strohm R., Kempson E. Isaac [Ysaak, Ysac, Yzac], Henricus. Grove Music Online. https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.51790.

41. Wegman R. C. Born for the Muses: The Life and Masses of Jacob Obrecht. Oxford: Clarendon Press, 1994. XXV, 406 p.

42. Wegman R. C. The Testament of Jean de Saint Gilles († 1501) // Revue de musicologie. Vol. 95. No. 1 (2009). P. 7–36. https://www.jstor.org/stable/40648544https://www.jstor.org/stable/40648544.

43. Wilson B. Poliziano and the Language of Lament from Isaac to Layolle // Sleuthing the Muse: Essays in Honor of William F. Prizer / ed. by K. K. Forney, J. L. Smith. 
Hillsdale, New York: Pendragon Press, 2012. P. 85–114. (Festschrift Series. No. 26).

44. Wilson B. Remembering Isaac Remembering Lorenzo: The Musical Legacy of “Quis dabit” // Henricus Isaac (ca. 1450–1517): Composition — Reception — Interpretation / ed. by S. Gasch, M. Grassl and A. V. Rabe. Vienna: Hollitzer Wissenschaftsverlag, 2019. P. 153–176. https://doi.org/10.2307/j.ctvt6rjfb.12.

45. Zarlino G. Le istitutioni harmoniche, Venice, 1558. Copy Koninklijke Bibliotheek, The Hague / ed. by F. Wiering: [Электронный ресурс.]. Utrecht: Utrecht University, 2000. URL: https://tmiweb.science.uu.nl/text/all-sources/zarins58.html (дата обращения: 18.07.2024).