Смерть в танце: «Весна» Нижинского

Аннотация

В настоящей статье я обсуждаю нашу с Кеннетом Арчером реконструкцию постановки «Весны свя­щенной» 1913 года, которая впервые была представлена балетной труппой Роберта Джоффри в 1987 году в США и с тех пор исполнялась более чем дюжиной трупп по всему миру. В работе затронуты следующие вопросы относительно хореографии Нижинского: этика жертвоприношения в балете, изоляция и коллективное действие как организующий принцип группы и хореографии, сущность того, что Нижинский делал в «Весне», и почему он называл это «новым танцем».

Наша культура регулярно отправляет молодежь на смерть в жестокой битве. Жан Кокто и другие современники Нижинского видели в «Весне» прообраз жертвы поколения в Мировой войне. Ка­кова же этика жертвы, и как она раскрывается в балете? Какова была роль Нижинского в формиро­вании этики, представленной на сцене? Какова природа ответственности в «Весне»? Индивидуальность и коллективное действие в этом балете постоянно находятся в напряженном со­отношении. Нижинский заново определяет тело, сценическое пространство и сам предмет танца, и этим указывает путь к современному балету. Превращая в «Весне» каждого танцовщика в солиста, он идет и дальше, к постмодернизму. Это балет о коллективной энергии — однако изоляция является такой же основой хореографии, как и эффекты совместного, общинного действа: движение одной части тела при неподвижности остальных, движение одной группы танцовщиков на фоне статично­го большинства, постепенное отчуждение Избранницы перед жертвенным сольным танцем. Я ана­лизирую хореографические методы Нижинского, с помощью которых достигались эти результаты. Акцент сделан на значении этих методов для зрителей премьеры и для сегодняшней публики. Соль­ный танец Избранницы — это ритуальная пытка до изнеможения, а не физическая агрессия. Если в «Весне» и есть жестокость, то в чем она? Возможно, балет сообщает что-то важное о творческой жизни самого хореографа?

Целью нашей реконструкции было превратить легенду о балете в артефакт. В статье не доказыва­ется хореографическая достоверность реконструкции, поскольку на эту тему существуют много­численные публикации; в ней обсуждается само художественное произведение и его смысл.

Использованная литература

1. Красовская В. М. Русский балетный театр начала ХХ века. Ч. 1: Хореографы. Л.: Искусство, 1971. 526 с.

2. Archer K., Hodson M. Three’s Company // Dance International. Vol. 24, № 2 and 3. Summer and Fall 1996. P. 4–9. Воспроизведено в [15, 263–270].

3. Archer K., Hodson M. Games People Play: Jeux Young at 100. Dance Tabs (July 9, 2013). URL:http://is.gd/w81OCJ

4. Archer K., Hodson M. Sacre 1913: Shamanic Forces and Ultramodern Forms // Experiment. Vol. 20. September 2014.

5. Archer K., Hodson M. Reading the Riot Act: The Ups & Downs of a TV Docudrama on The Rite of Spring (February 2006). URL: http://www.ballet.co.uk/magazines/yr_06/feb06/reading_the_riot_act.htm, быстрый доступ http://is.gd/zjJQ0e.

6. Beaumont C. Bookseller at the Ballet: Memoirs 1891–1929. L.: Beaumont, 1975. 426 p.

7. Beaumont C. Vaslav Nijinsky. L.: Beaumont, 1932. 28 p.

8. Bourman A. The Tragedy of Nijinsky / transl. by D. Hyman. L.: Hale, 1937.

9. Buckle R. Nijinsky. L.: Weidenfeld & Nicolson, 1971. XVII, 482 p.

10. Bullard T. C. The First Performance of Igor Stravinsky’s Sacre du Printemps: in 3 vols. Ann Arbor: University Microfilms International, 1971. Vol. II: Reviews. 14

11. Casalonga M. Nijinsky et Le Sacre du Printemps. Comoedia Illustré, Paris (June 5, 1913) // Bullard T. C., The First Performance of Igor Stravinsky’s Sacre du Printemps: in 3 vols. Ann Arbor: University Microfilms International, 1971. Vol. II: Reviews. P. 115.

12. Colles H. C. [S. n.] // The Times. July, 26, 1913.

13. Eksteins M. Rites of Spring: The Great War and the Birth of the Modern Age. Boston: Houghton Miffin, 1989. 396 p.

14. Gray C. The Russian Experiment in Art 1863–1922. L.: Thames & Hudson, 1962. 327 p. Переиздание: N. Y.: Harry N. Abrams, 1971. 296 p.

15. Hodson M. Nijinsky’s Bloomsbury Ballet: Reconstruction of Dance and Design for Jeux. N. Y.: Pendragon, Hillsdale, 2008. XVIII, 298 p.

16. Hodson M. Bloomsbury Body Language and the Forebodings of War // Hodson M. Nijinsky's Bloomsbury Ballet: Reconstruction of Dance and Design for Jeux. N. Y.: Pendragon, Hillsdale, 2008.

17. Hodson M. The Three Graces and Disgraces of Jeux // Hodson M. Nijinsky's Bloomsbury Ballet: Reconstruction of Dance and Design for Jeux. N. Y.: Pendragon, Hillsdale, 2008. P. 20–21.

18. Hodson M. Seven Days from Several Months at the Mariinsky // Dance Now. Summer 2003.ballet.co.uk (July 2003) URL: www.ballet.co.uk/magazines/yr_03/.../kirov_rite_diary.htm .

19. Hodson M. Nijinsky’s Crime Against Grace: Reconstruction Score of the Original Choreography for Le Sacre du Printemps. N. Y.: Pedragon, Stuyvesant, 1996. 205 p.

20. Hodson M. “Two Halves Do Not Make a Whole” and “Flesh As Stone” // Nijinsky. Legend and Modernist / ed. by E. Naslund. Stockholm: Dansmuseet, 2000. P. 69–85, 103–119.

21. Hodson M. Puzzles chorégraphiques: reconstitution du Sacre de Nijinsky // Le Sacre du Printemps de Nijinsky. Editions Cicero et Théatre des Champs-Elysées, 1990. P. 45–74. Опу бликовано по-английски в [26].

22. Hodson M. Sacre: Searching for Nijinsky’s Chosen One // Ballet Review. Vol. 15/3. Fall 1987. P. 53–86.

23. Hodson M. Nijinsky’s Choreographic Method: Visual Sources from Roerich for Le Sacre du Printemps // Dance Research Journal. Vol. 18/2. Winter 1986/1987. P. 7–16.

24. Hodson M. Searching for Nijinsky’s Sacre // Dance. June 1980. P. 64–75.

25. Hodson M. Ritual Design in the New Dance: Nijinsky’s Le Sacre du Printemps // Dance Research. Vol. 3/2. Summer 1985. P. 35–45.

26. Hodson M. Nijinsky’s Choreographic Method // Dance Research. Vol. 4/1. Spring 1986. P. 63–77.

27. Hodson M., Archer K. The Lost Rite (with photographs by Shira Klasmer). L.: KMS Press, 2014. 250 p.

28. Nijinska B. Early Memoirs. Translated and edited by Irina Nijinska Raetz and Jean Rawlinson, introduction by Anna Kisselgoff. Holt, Rinehart and Winston, 1981. 546 p.

29. Nijinsky interview by Emile Deflin in Gil Blas (May 20, 1913) // Buckle R. Nijinsky. L.: Weidenfeld & Nicolson, 1971.

30. Nijinsky R.. Nijinsky. L.: Victor Gollancz, 1933. 416 p.

31. Oestreich J. Stravinsky and “Rite”, Rigorously Rethought // The New York Times. October 30, 2012. URL: http://www.nytimes.com/2012/10/31/arts/music/reconsidering-stravinsky-and-therite-of-spring.html?_r=0

32. Rambert M. Interview with Millicent Hodson, London (20 April 1979) and conversations (April 1981).

33. Rambert M. Quicksilver. L.: Macmillan, 1972. 231 p.

34. Rivière J. Le Sacre du Printemps. Nouvelle Revue Française. Paris. November 1, 1913 // Bullard T. C. The First Performance of Igor Stravinsky’s Sacre du Printemps. Ann Arbor: University Microfilms International, 1971. Vol. II. P. 293.

35. Ross A. Primal Scream: “The Rite of Spring” a Century after its Birth // The New Yorker. November 19, 2012. URL: http://archives.newyorker.com/?i=2012–11–19#folio=092

36. Sandoz M. Vaslav Nijinsky // Diaghilev-Nijinsky and other Vignettes. N. Y.: Kamin, 1954. P. 23–51.

37. Sokolova L. Dancing for Diaghilev. Edited by Richard Buckle. L.: John Murray, 1960. 287 p.

38. Stravinsky in the Theatre / ed. by Minna Lederman. N. Y.: Pellegrini & Cudahy, 1949. 228 p.

39. Stravinsky I., Craft R. The Rite of Spring Sketches, 1911–1913. Appendix III. L.: Boosey and Hawkes, 1969. P. 35–43.

40. Stravinsky I. What I wanted to express in Le Sacre du Printemps. Montjoie! 29 May 1913 // Bullard T. C. The First Performance of Igor Stravinsky’s Sacre du Printemps. Ann Arbor: University Microfilms International, 1971. Vol. II. P. 7

41. Vuillermoz E. [S. n.] // Revue Musicale. 15 June 1913 // Bullard T. C. The First Performance of Igor Stravinsky’s Sacre du Printemps. Ann Arbor: University Microfilms International, 1971. Vol. II.