«Сократ» Эрика Сати: Musique d’ameublement или репетитивная музыка?

Аннотация

Французский композитор Эрик Сати своим творчеством предвосхитил многие последующие музыкальные направления, в том числе минимализм. В статье рассматривается его симфоническая драма «Сократ», вершинное произведение, в котором отразились многочисленные стилистические новаторства Сати.

Использованная литература

1. [Асафьев Б. В.] Игорь Глебов. Пути в будущее // Мелос. Книги о музыке. Кн.

2. СПб., 1918. С. 63–95. 2. Варунц В. П. Новые материалы из зарубежных архивов // Муз. Академия. 2000. № 2. С. 188– 202.

3. Зенкин К. В. Симфонические этюды // К. А. Жабинский, К. В. Зенкин. Музыка в пространстве культуры: Избранные статьи. Вып. 3. Ростов-на-Дону: [б. и.], 2005. С. 17–80.

4. Кокто Ж. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / Пер. с франц., сост., коммент., вст. статья М. А. Сапонова. М.: Прест, 2000. 223 с.

5. Кокто Ж. Эрик Сати // Ж. Кокто Портреты-воспоминания: Эссе. М.: Известия, 1985. С. 94–97.

6. Николаева Н. С. Симфонизм // Музыкальная энциклопедия. В 6 т. Т. 5. М.: Советская энциклопедия, 1981. Кол. 11–15.

7. Пуленк Ф. Письма / Пер. с франц. Е. Гвоздевой и Г. Филенко. Л.–М.: Советский композитор, 1970. 309 с.

8. Сапонов М. А. Музыка вокруг Жана Кокто // Ж. Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре. Пер. с франц., сост., коммент., вст. статья М. А. Сапонова. М.: Прест, 2000. С. 134–196.

9. Сати Э. Письмо Жану Кокто о «мебельной музыке» // Ж. Кокто. Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре. Пер. с франц., сост., коммент., вст. статья М. А. Сапонова. М.: Прест, 2000. С. 120.

10. Сигида С. Ю. Минимализм // Музыкальная культура США XX века: учебное пособие для педагогов и студентов вузов, обучающихся по специальности «Музыковедение» / Отв. ред. М. В. Переверзева, ред. М. А. Сапонов, С. Ю. Сигида. М.: МГК им. П. И. Чайковского. 2007. С. 324–327.

11. Холопов Ю. Н. О понятии «симфонизм» // Б. В. Асафьев и советская музыкальная культура. Материалы всесоюзной научно-теоретической конференции к 100-летию со дня рождения Б. В. Асафьева [19-22 июня 1986 г.] / Общ. ред. Г. В. Келдыша. М.: Советский композитор, 1986. С. 186–204.

12. Чернова Т. Ю. О понятии драматургии в инструментальной музыке // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. М.: Музыка, 1978. С. 13–45. 13. Шкловский В. Искусство как прием // Поэтика. Пг.: Всемирная литература, 1919. С. 101–114. (Сборники по теории поэтического языка)

14. Barbier J.-J. Au piano avec Erik Satie. Charlieu: La Bartavelle éditeur et la Fondation pour l’Art et la Recherche, 1997. 217 p.

15. Cocteau J. Le Coq et l’Arlequin. Notes autour de la musique (1918). Réédition avec une préface de G. Auric (1978). P.: Stock, 1979/R1993. 161 p.

16. Fischer M. Les Valses de Maurice Ravel : une étourdissante maîtrise orchestrale du rythme à trois temps // Ostinato rigore : revue internationale d’études musicales. № 24 : Maurice Ravel. P.: Jean-Michel Place, 2005. P. 103–143.

17. Indy V. d’ Cours de composition / Rédigé avec la collaboration de Auguste Sérieyx d’après les notes prises aux classes de composition de la Schola cantorum en 1899–1900. Deuxième Livre. Première Partie. P.: A. Durand et Fils, 1912. 500 p.

18. Jean Cocteau : Textes et musique / Sous la direction sciefi ntique de D. Gullentops, M. Haine. Sprimont : Mardaga, 2005. 319 p. (Musique-Musicologie)

19. Landormy P. La musique française après Debussy. P.: Gallimard, 1943. 380 p.

20. Long M. Au piano avec Maurice Ravel. Textes réunis et présentés par le Pr. Pierre Laumonier. P.: G. Billaudot, 1971. 186 p.

21. Marnat M. Ravel. Souvenirs de Manuel Rosenthal. P.: Hazan, 1995. 206 p.

22. Myers R. Erik Satie. P.: Gallimard, 1959. 200 p.

23. Orledge R. Satie the composer. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. 440 p.

24. Poulenc F. Correspondance 1915–1963 / Réunie par H. de Wendel. P.: Édition du Seuil, 1967. 269 p.

25. Poulenc F. Correspondance 1915–1963 / Réunie, choisie, présentée et annotée par Myriam Chimènes, P.: Fayard, mai 1998. 1128 p.

26. Rey A. Satie. Tours: Éditions du Seuil, 1995. 190 p.

27. Тemplier P.-DT. Erik Satie. P.: Les éditions Rieder, 1932. 102 p

28. Sachs M. Au temps du Boeuf sur le toit. P.: Nouvelle Revue critique, 1948. 240 p.

29. Satie E. Correspondance presque complète / Réunie et présentée par O. Volta. P.: Fayard/IMEC, 2000. 1241 p.

30. Satie E. Écrits réunis, établis et présentés par O. Volta. P.: Gerard Lebovici, 1990. 391 p.

31. Satie E. Socrate. Drame symphonique en 3 Parties avec Voix : Partition d’Orchestre. P.: Max Eschig, 1988. 141 p.

32. Skinner R. Le gentleman de velours. P.: Éditions Autrement, 2008. 126 p.

33. Volta O. Satie seen through his letters / transl. by M. Bullock. L.–N. Y.: Marion Boyars, 1994. 239 p.

34. Volta O. Satie sur scène: Catalogue. Honfl eur: Musée Eugène Boudin, 2000. 126 p.