Статья посвящена деятельности Танеева — преподавателя музыкально-теоретических дисциплин в стенах Московской консерватории. Основное внимание сосредоточено на индивидуальных особенностях педагогической манеры Танеева, стиле его общения с учениками, художественных пристрастиях, нравственных установках, образе жизни. Определяются основные педагогические принципы Танеева: историзм, практическая направленность преподавания, многопрофильность обучения начинающих композиторов, индивидуальный поход к занятиям с каждым учеником. В дальнейшем эти научно-методические принципы, взятые на вооружение учениками и последователями Танеева, стали основополагающими для музыкально-теоретической школы Московской консерватории.
1. Арзаманов Ф. С. И. Танеев — преподаватель курса музыкальных форм. М.: Музгиз, 1963. 118 с.
2. Бобылев Л. История и принципы композиторского образования в первых русских консерваториях (1862–1917). М.: МГК, 1992. 164 с.
3. Бусслер Л. Учебник форм инструментальной музыки, изложенный в 33 задачах. Перевод с немецкого Н. Кашкина и С. Танеева. М.: Издательство П. Юргенсона, 1884. 186 с.
4. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М.: Музыка, 1975. 73 с.
5. Корабельникова Л. Новые материалы о Танееве // Советская музыка. 1959. №9. С. 70–73.
6. Корабельникова Л. Танеев о воспитании композиторов // Советская музыка. 1960. №9. С. 91–95.
7. Корабельникова Л. С. И. Танеев в Московской консерватории. М.: Музыка, 1974. 149 с.
8. Корабельникова Л. Творчество С. И. Танеева. М.: Музыка, 1986. 296 с.
9. Ларош Г. Собрание музыкально-критических статей: в 2 т. Т. I. М.: Типо-литография Т-во И. Н. Кушнеров и Ко, 1913. XLII, 391 с.
10. Московская консерватория 1866–1966. М.: Музыка, 1966. 726 с.
11. Рахманинов С. Литературное наследие: в 3 т. Т. I. М.: Советский композитор, 1978. 648 с.
12. Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. М.: Классика–XXI, 2000. 390 с.
13. Савенко С. Сергей Иванович Танеев. М.: Музыка, 1984. 174 с.
14. С. И. Танеев. Материалы и документы. Т. 1. М.: Издательство Академии наук СССР, 1952. 355 с.
15. Танеев С. Подвижной контрапункт строгого письма. М.: Музгиз, 1959. 384 с.
16. С. И. Танеев. Из научно-педагогического наследия / Сост. Ф. Арзаманов и Л. Корабельникова. М.: Музыка, 1967. 164 с.
17. Танеев С. Дневники: в 3 кн. М.: Музыка, 1981–1985. 333, 430, 560 с.
18. Холопов Ю. О сущности музыки // Юрий Николаевич Холопов и его научная школа / Ред.- сост. В. Ценова. М.: МГК, 2003. С. 6–17.
19. Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкальнотеоретические системы. М.: Композитор, 2006. 632 с.
20. Чайковский П. Переписка с Н. Ф. фон Мекк: в 3 т. Т. III. М.: Academia, 1936. 682 с.
21. Чайковский П., Танеев С. Письма. М.: Госкультпросветиздат, 1951. 555 с.
22. Энгель Ю. С. И. Танеев как учитель // С. И. Танеев. Из научно-педагогического наследия. М.: Музыка, 1967. С. 55–83.
23. Энгель Ю. Глазами современника. Избранные статьи о русской музыке 1898–1918. М.: Советский композитор, 1971. 524 с.
24. Яворский Б. Из «Воспоминаний о Сергее Ивановиче Танееве» // С. И. Танеев. Из научнопедагогического наследия. М.: Музыка, 1967. С. 84–120.
25. Marx A. B. Die Lehre von der musikalischen Komposition, praktisch-theoretisch: 4 Bde. Lpz.: Breitkopf & Hartel, 1837–1847. 507 S., 608 S., 578 S., 625 S.