Телесность, жест и новые технологии в современной музыкальной композиции (на примере творчества Тьерри Де Мея)

Аннотация

Роль жеста и движения очевидна в работе художника, танцора или музыканта, передающего свои навыки в устной традиции. В западной академической музыке выразительность тела постепенно приобретает важную роль. Статья затрагивает опосредованные связи музыки и жеста, музыки и телесности, которые пока еще недостаточно разработаны в российском музыковедении. Между тем эти проблемы находятся в центре художественных поисков целого ряда современных крупных авторов, что, возможно, порождает новые эстетические направления, создающиеся на стыке дисциплин и требующие пересмотра методов их анализа.

Первая часть публикации посвящена предыстории вопроса: как на протяжении последнего столетия менялось отношение композиторов к телесному присутствию человека в музыкальном произведении? Возможно выделить несколько стадий подобного процесса интеграции двух, казалось бы, столь различных стихий: от идеи «человека механического» в композициях начала ХХ века до полной диссоциации и даже оппозиции человека и созданного им технического инструмента к концу указанного периода. Далее предлагается обзор данного вопроса в рамках сегодняшней ситуации.

Во второй части на примере творчества известного бельгийского артиста Тьерри Де Мея рассмотрено взаимодействие музыки и жеста в процессе написания пьесы, а также интеграция инструментов новейших технологий, с помощью которых композиторы пересматривают работу с телом в звуковом пространстве и расширяют палитру выразительных средств, выходя за рамки области музыкального искусства. В статье предложены размышления на тему зарождения новых теоретических дисциплин на стыке наук (антропофония, музыкальная информатика, музыкальная когнитивистика, исследования музыкального жеста) и вводятся новые термины современного музыковедения, такие как мультимодальность, интермедиальность

Использованная литература

1. Цареградская Т. В. Музыкальный жест в пространстве современной композиции. Москва: Композитор, 2018. 362 c.

2. Adorno T. W. Vers une musique informelle // Quasi una fantasia: Ecrits musicaux. Vol. II / trad. de l’allemand, present. et notes de Jean-Louis Leleu avec la collab. de Ole Hansen-Løve et Philippe Joubert. Paris: Gallimard, 1982.

3. Barbe M., Guiomar M., Journeau V. A. Musique et arts plastiques, la traduction d’un art par l’autre: principes théoriques et démarches créatrices. Paris: Harmattan, 2011. 432 p.

4. Bataille G. La critique des fondements de la dialectique hégélienne (co-écrit avec Raymond Queneau) // Bataille G. Œuvres Complètes. T. I. Paris: Gallimard, 1970.

5. Berthoz A. Le Sens du mouvement. Paris: Odile Jacob Sciences, 1997. 345 p.

6. Bosseur J. Y. Musique et Arts Plastiques: Interactions aux XXe et XXIe siècles. Paris: Minerve, 2015. 321 p.

7. Deliège I., Ladinig O., Vitouch O. Musique et évolution. Wavre: Mardaga, 2010. 416 p.

8. Desroches M., Stévance S., Lacasse S. Quand la musique prend corps. Montréal: Presses de l’Université de Montréal, 2014. 390 p.

9. Donin N., Feneyrou L. Théories de la composition musicale au XXe siècle. Lyon: Symétrie, 2013. 1840 p.

10. Ferrari G. La musique et la scène: l’écriture musicale et son expression scénique au XXe siècle: actes de colloque, Paris, le 23 et 24 novembre 2006. Paris: L’Harmattan, 2007. 206 p.

11. Genevois H., Orlarey Y. Le son et l’espace: 1ères Rencontres musicales pluridisciplinaires. Lyon: Grame, 1995. 194 p.

12. Imberty M., Gratier M. Temps, geste et musicalité. Paris: L’Harmattan, 2007. 282 p.

13. Kogler S., Olive J. P. Expression et geste musical. Paris: L’Harmattan, 2013. 244 p.

14. Leroi-Gourhan A. Le Geste et la Parole. Vol. II: La mémoire et les rythmes. Paris: Albin Michel, 1964. 285 p.

15. Langlois P. Les cloches d’Atlantis: musique électroacoustique et cinéma : archéologie et histoire d’un art sonore. Paris, MF, 2012. 512 p.

16. McAdams S. Perception et cognition de la musique: les Conférences Alphonse Dupront. Paris: J. Vrin, 2015. 248 p.

17. Méchoulan É. Intermédialités: le temps des illusions perdues // Intermédialités : histoire et théorie des arts, des lettres et des techniques. No. 1. Printemps 2003. P. 9–27.

18. Murray Schafer R. The Soundscape: Our Sonic Environment and the Tuning of the World. New York: Knopf, Toronto, McClelland and Stewart Ltd., 1977. 90 p.

19. Solomos M. De la musique au son: l’émergence du son dans la musique des XXe–XXIe siècles. Rennes: Presse Universitaires de Rennes, 2013. 545 p.

20. Stern D. La constellation maternelle, trad. française, Paris Calmann-Lévy, 1997. 296 p.

21. Stiegler B. La technique et le temps. Vol. I: La faute d’Epiméthée. Paris: Galilée, 1994. 278 p.

22. Stránská L., Zénouda H. Son, image, geste: une interaction illusoire? Paris: L’Harmattan, 2015. 266 p.

23. Tillmann B., Pineau M. Percevoir la musique: une activité cognitive. Paris: L’Harmattan, 2001. 190 p.

24. Trubert J.-F. Approches heuristiques pour l’analyse du théâtre instrumental de Mauricio Kagel, dans: L’Analyse musicale aujourd’hui dir. J.-M. Bardez, M. Ayari, X. Hascher, Sampzon: Delatour, 2015. P. 405–426.