Статья посвящена основополагающим принципам музыкальной организации в одном из общепризнанных шедевров Штрауса — опере «Кавалер розы» (1911). Отдельные тональности в ней обладают семантикой, связанной с теми или иными персонажами, их эмоциональным состоянием, драматическим содержанием сцен. Взаимодействие персонажей передается через взаимодействие тональностей. Таково, например, соотношение E-dur (тональность Октавиана) и Es-dur (тональность Маршальши) в первом акте. Даже использование Штраусом отдельных тональных аккордов зачастую раскрывает детали сценического действия. Диспозиция тональных сфер становится проводником музыкальной драматургии произведения. Другим важнейшим фактором этой драматургии является тематизм: лейтмотивы, характеризующие героев, и их трансформации. В центре рассмотрения находятся такие свойства и видоизменения этого тематизма, через которые находит выражение сценическое движение драмы. Сильнее всего меняется лейтмотив Октавиана, в зависимости от его эмоционального состояния и сценических перипетий (например, его переодевание в горничную Мариандль и обратно отражается в трансформациях его темы). Помимо сквозного тематизма, связанного с отдельными персонажами, Штраус использует в опере жанровый лейтмотив — вальс. Линия вальсов в опере развивается по нарастающей, достигая кульминации в третьем действии, где вальс объединяет своим движением целые сцены. С одной стороны, он связан с любовными приключениями Барона фон Окса, с другой — как нельзя лучше характеризует место действия, Вену, создавая, наряду с моцартовско-гайдновскими аллюзиями, обобщенный образ этого города. Таким образом, сценическое действие комедии в партитуре Штрауса облекается в форму имманентно-музыкальных процессов и явлений.
1. Adorno Th. W. Richard Strauss. Zum hundertsten Geburtstag: 11. Juni 1964 // Idem. Gesammelte Schriften. Bd. 16: Musikalische Schriften I–III. Frankfurt/Main: Suhrkamp, 1978. S. 565–606.
2. Edelmann B. Tonart als Impuls für das Strauss’sche Komponieren // Musik und Theater im “Rosenkavalier” von Richard Strauss / hrsg. von R. Schlötterer u. a. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1985. S. 61–97.
3. Hofmannsthal H. von. Ungeschriebenes Nachwort zum “Rosenkavalier” [1911] // Idem. Sämtliche Werke: Kritische Ausgabe. Bd. XXIII: Operndichtungen 1 / hrsg. von D. O. Hoffmann, W. Schuh. Frankfurt/Main: S. Fischer, 1986. S. 547–548.
4. Leibnitz Th. “Wie alles in dem Stück — zugleich echt und erfunden…”: Richard Strauss und die Entstehung des “Rosenkavaliers” // Richard Strauss. 100 Jahre “Rosenkavalier”: anlässlich der Ausstellung im Prunksaal der Österreichischen Nationalbibliothek 26.11.2010 — 06.03.2011 / hrsg. von Th. Leibnitz. Wien: Österreichische Nationalbibliothek, 2010. S. 9–76.
5. Lockwood L. The Element of Time in “Der Rosenkavalier” // Richard Strauss. New Perspectives on the Composer and his Work / ed. by B. Gilliam. Durham. London: Duke University Press, 1992. P. 253–254.
6. Schuh W. Hugo von Hofmannsthal und Richard Strauss. Legende und Wirklichkeit / hrsg. von der Bayerischen Akademie der Schönen Künste. München: Carl Hanser Verlag, 1964. 48, [4] S.
7. Strauss R. Johann Strauß // Richard Strauss. Dokumente: Aufsätze, Aufzeichnungen, Vorworte, Reden, Briefe / hrsg. von E. Krause. Leipzig: Verlag Philipp Reclam, 1980. S. 44.
8. Swarowsky H. Wahrung der Gestalt / hrsg. von M. Huss. Wien: Universal Edition, 1979. 303 S.
9. Wachten E. Der einheitliche Grundzug der Straußschen Formgestaltung // Zeitschrift für Musikwissenschaft. Jg. 16 (1934). H. 5–6 (Mai-Juni). S. 257–274.
10. Wilhelm K. Richard Strauss persönlich: eine Bildbiographie. München: Kindler Verlag, 1984. 454 S.