Топосы музыки И. Брамса

Аннотация

В статье рассматривается система топосов музыки Брамса. Ее составляют не общепринятые (в отличие от музыкальной топики XVIII века), но, тем не менее, вполне определенные и узнаваемые комплексы музыкально-выразительных средств, устойчивость которых объясняется образным единством всего творчества композитора. Элементы семантической системы Брамса зачастую традиционны: бурдоны, простая хоральная фактура, «золотые ходы валторн» составляют топос «пасторали»; органный пункт и ритмическое остинато, отсылающие к аналогичным образам у И. С. Баха, — топос блаженства. Однако за этой кажущейся «традиционностью» открывается своеобразие романтического мировоззрения композитора, который трансформирует музыкальные символы, наполняя их новым, индивидуальным содержанием. Музыка Брамса не обещает страдальцам утешение по ту сторону земного бытия, а дает его hinc et nunc, «здесь и сейчас», не столько в размышлении о будущем блаженстве, сколько в реальном его переживании.

Использованная литература

1. Аверинцев С. София–Логос. Словарь. Собрание сочинений / Под ред. Н. П. Аверинцевой и К. Б. Сигова. К.: ДУХ І ЛІТЕРА, 2006. 912 с.

2. Галь Г. Иоганнес Брамс. Творчество и личность / Пер. с нем. Д. Александрова // Г. Галь Брамс, Вагнер, Верди. Три мастера — три мира. М.: Радуга, 1986. С. 23–230.

3. Гейрингер К. Иоганнес Брамс / Пер. с нем. Г. Нашатыря под ред. Г. Балтер. М.: Музыка, 1965. 432 с.

4. Друскин М. С. Иоганнес Брамс. М., 1970. 111 с.

5. Йеннер Г. Человек, Учитель, Художник / Пер. с нем. и вступ. текст С. Рогового // Музыкальная академия. 1998. № 1. C. 210–219.

6. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века. Ч. III: Поэтика и стилистика. М.: Композитор, 2007. 376 с.

7. Роговой С. Письма Иоганнеса Брамса. М.: Композитор, 2003. 512 с.

8. Хейбергер Р. «Люди почти никогда не проникают во внутреннюю суть моих вещей…»: Фрагменты из «Воспоминаний об Иоганнесе Брамсе» Рихарда Хейбергера / Пер. с нем., вступ. текст и примеч. С. Рогового // Музыкальная академия. 1999. №3. С. 222–237.

9. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах / Пер. с нем. и послесловие М. С. Друскина. М.: Музыка, 1965. 725 с.

10. Царева Е. М. Иоганнес Брамс. М.: Музыка, 1986. 383 с.

11. Floros C. Johannes Brahms ‘Frei, aber einsam’: ein Leben für eine poetische Musik. Zürich, Hamburg: Arche, 1997. 320 S.

12. Sams E. Brahms and his Clara Themes // The Musical Times. Vol. 112 (1971). P. 432–434. 13. Sams E. Brahms and his musical love letters // The Musical Times. Vol. 112 (1971). P. 329–330.