В статье анализируются произведения Моцарта с ориентальными или турецкими сюжетами, либо неким образом связанные с «янычарской» музыкой его времени. Ориентализм Моцарта рассматривается здесь не как дань популярной моде, а как выражение личного отношения композитора к некоторым весьма важным проблемам йозефинистской эпохи (культурным, общественным, политическим). Произведения 1780-х годов выражают внутреннюю веру Моцарта в гуманистические идеалы («Похищение из сераля»), его вкус к колоритной чужестранности и его личную поддержку в адрес императора Иосифа II во время войны, которую он вел против Турции в союзе с Россией. Однако, даже создавая в 1788–1789 годах политизированные пьесы на злободневные темы, Моцарт помнил о том, что милосердие выше мщения, а понимание плодотворнее вражды.
1. Аберт Г. В. А. Моцарт. Ч. 1, кн. 2 / Пер. и примеч. К. К. Саквы. М.: Музыка, 1980. 518 с.
2. Берлиоз Г. Избранные статьи / Сост. В. Н. Александровой и Е. Ф. Бронфин. М.: Госмузиздат, 1956. 407 с.
3. Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века. В 3 ч. Часть 2. Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. М.: Композитор, 2007. 224 с.
4. Кириллина Л. В. Реформаторские оперы Глюка. М.: Классика-XXI, 2006. 384 с.
5. Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. М.: Классика-XXI, 2008. 624 с.
6. Митрофанов П. Политическая деятельность Иосифа II, ее сторонники и ее враги (1780– 1790). СПб, 1907. 793 с. (Записки историко-филологического факультета Императорского С.-Петербургского университета. Ч. 83).
7. Моцарт В. А. Полное собрание писем / Пер. И. С. Алексеевой, А. В. Бояркиной, С. А. Кокошкиной, В. М. Кислова. М.: Международные отношения, 2006. 536 с.
8. Моцарт В. А. Сонаты для фортепиано. В 2 т. Том II / Подготовка текста и коммент. В. Плата и В. Рема. М.: РМИ, 2006. 192 с. (Беренрайтер-Уртекст)
9. Моцарт. Истории и анекдоты, рассказанные его современниками / Пер. с нем. С. Грохотова и П. Луцкера. М.: Классика-XXI, 2007. 176 c. (Музыка в мемуарах)
10. Петров А. Н. Вторая турецкая война в царствование императрицы Екатерины II: в 2 т. СПб., 1880. Т. 1. [8], 237, 48 с.; Т. 2. [4], 251, 50 с.
11. Чигарева Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени: Художественная индивидуальность. Семантика. М.: УРСС, 2000. 280 с.
12. Широкова В. П. «Янычарский стиль»: Культура и Варварство // Советская музыка. 1991. № 12. С. 38–41.
13. Anderson E. A Note on Mozart’s Bassa Selim // Music & Letters. Vol. 35 . Issue 2 (1954, April). P. 120–124.
14. Braunbehrens V. Mozart in Wien. München–Mainz: Piper, Schott, 1988. 508 S.
15. Croll G. Vorwort // W. A. Mozart. Die Entführung aus dem Serail KV 384: Partitur. Kassel u.a.: Bärenreiter, 1982. S. VIII–XXXV. (W. A. Mozart. Neue Ausgabe sämtlicher Werke. Serie II, Bd.5/12)
16. Fischer M. Prinz Eugen, der edle Ritter // Populäre und traditionelle Lieder. Historisch-kritisches Liederlexikon. URL: http://www.liederlexikon.de/lieder/prinz_eugen_der_edle_ritter (дата обращения: 12.01.11).
17. Landon H. C. Robbins (hrsg.). Das Mozart-Kompendium. Sein Leben — seine Musik. München: Droemer Knaur, 1991. 556 S.
18. Malkiewitz M. Wolfgang Amadeus Mozarts Skizzen zu Le Gelosie del seraglio KV Anh. 109 (135a) // Prima la danza! Festschrift für Sibylle Dahms. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2004. S. 107–130.
19. Sadie S. Mozart. The Early Years 1756–1781. N. Y., L.: Oxford University Press, 2006. xxv + 644 p.
20. Schubart Ch. F. D. Deutsche Chronik : eine Auswahl aus den Jahren 1774–1777 und 1787–1791 / hrsg. von E. Radczun. Lpz.: Reclam, 1988. 439 S. (Reclams Universal-Bibliothek. Bd. 1258)
21. Schubart Ch. F. D. Ideen zu einer Aesthetik der Tonkunst / hrsg. von J. Mainka. Lpz.: Reclam, 1977. 322 S. (Reclams Universal-Bibliothek. Bd. 673)
22. Sehn W. Mozarts Skizze der Ballettmusik „Le gelosie del serraglio“ (KV Anh. 109/135a) // Acta musicologica. Vol. 33. Fasc. 2/4 (1961, April – December). S. 169–192. 23. Szabolci B. Exotism in Mozart // Music and Letters. Vol. 37. Issue 4 (1956, October). P. 323–332.