С развитием художественного языка кинематографа и появлением авторского кино музыкальное, визуальное и прочие виды цитирования в кинофильмах приобретают более «объемные» смыслы и функции, обусловленные авторской (режиссерской) эстетикой. Многолетнее развитие киноискусства позволило возникнуть еще одному, уникальному виду заимствования — аудиовизуальному цитированию, или цитированию «фильма в фильме». Технически оно может быть исполнено в трех основных вариантах: врезка, наложение и реминисценция. Этот процесс, вполне ясный в формальном отношении, усложняется в силу возникающего в авторском кино важнейшего обстоятельства — модальности, т. е. характера цитирования, отношения режиссера к заимствованному тексту. В статье рассматриваются некоторые виды аудиовизуального цитирования и отсылок в кинопроизведении: «оммажное» цитирование, «рефлексивные», «аллюзийные», «полемические» отсылки, которые не только активизируют чувственное переживание «фильма в фильме», но и становятся частью интертекстуального полилога, предполагающего творческое соучастие в нем зрителя.
1. Бычков В. В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства. 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 784 с.
2. Ильин И. Постмодернизм: словарь терминов. М.: ИНИОН РАН, Интрада, 2001. 384 с.
3. Кононенко Н. Г. Андрей Тарковский. Звучащий мир фильма. М.: Прогресс-Традиция, 2011. 288 с.
4. Маньковская Н. Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. 2-е изд., переработанное и дополненное. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 496 c.
5. Марков М. Интервью с Нури Бильге Джейланом: о Тарковском и о России. URL: http://www.filmz.ru/pub/2/26200_1.htm.
6. Реминисценция // Большой энциклопедический словарь. [Электронный ресурс.] URL: https://gufo.me/dict/bes/РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (дата обращения: 15.06.2018).
7. Тарковский А. А. Уроки режиссуры. М.: ВИППК, 1992. 92 с.
8. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / пер. с фр. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 2000. 536 с.
9. Adorno Th., Eisler H. Composing for the Film. New York: Oxford University Press, 2010. 133 p.
10. Chion M. Audio-Vision: Sound on Screen. New York: Columbia University Press, 1994. 239 p.
11. Marks M. Music and the Silent Film: Contexts and Case Studies, 1895–1924. New York: Oxford University Press, 1997. 303 p.
12. Miceli S. Film Music. History, Aesthetic-Analysis, Typologies. London: Ricordi, Lim, 2013. 836 p.