Учение о ладовой переменности в «Разъяснении» Маркетто Падуанского

Аннотация

Маркетто Падуанский (нач. XIV в.) — наиболее влиятельный музы кальный теоретик в Италии после Гвидо Аретинского. Самой цитируемой частью наследия Маркетто стала его ладовая теория из трактата «Lucidarium in arte musice plane». В своей ладовой теории Маркетто предпринял попытку теоретически осмыслить явление ладовой переменности в григорианском хорале, представив оригинальное учение о смешении ладов (tonus commixtus). В статье рассматривает ся инновационная для своего времени концепция Маркетто о ладовых «разбивках» (interruptiones). Interruptio — термин, введенный Маркетто для обозначения разных способов мелодического заполнения вида (specie) квинты, — в качестве примера он приводит восемь «разбивок» первого вида, d–a. В зависимости от варианта заполнения вид консонанса (квинты или кварты) может (или, наоборот, не может) привносить в песнопение признаки другого лада. Учение Маркетто о ладовых «разбивках» — это своего рода практическое руководство к наиболее точному определению ладовой структуры в григорианском песнопении; оно также отражает взаимодействие звукорядного и попевочного (формульного) аспектов лада.
 

Использованная литература

1. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. 7‑е изд., стереотип. М.: Русский язык, 2002. 846 c.

2. Ефимова Н. И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII–Х столетий: К проблеме эволюции модальной системы средневековья. М.: Издательство МГУ, 1998. 305 с.

3. Кюрегян Т. С., Москва Ю. В., Холопов Ю. Н. Григорианский хорал: учебное посо-
бие. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2008. 260 с.

4. Лебедев С. Н. Маркетто Падуанский // Большая российская энциклопедия. Т. XIX. М.: БРЭ, 2012. С. 155.

5. Лебедев С. Н. Метабола // Большая российская энциклопедия. Т. XX. М.: БРЭ, 2012. С. 74.

6. Лебедев С. Н. Учение о хроматике Маркетто из Падуи: дипл. работа / науч. рук. Ю. К. Евдокимова: в 2 т. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1983. 118, 112 с.

7. Лебедев С. Н. Учение о хроматике Маркетто из Падуи // Проблемы теории западноевропейской музыки: сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 65. М, 1983. С. 34–59.

8. Москва Ю. В. Францисканская традиция мессы. Модальность григорианского хорала: Монография. М.: Московская гос. консерватория, 2007. 496 с.

9. Маркетто Падуанский. Lucidarium [фрагменты] // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / пер. Л. Годовиковой, сост. и общая вступ. статья В. П. Шестакова. М.: Музыка, 1966. С. 253–261.

10. Петрова Г. В. Латинско-русский словообразовательный словарь. М.: Оникс; Мир и образование, 2008. 704 с.

11. Поспелова Р. Л. Ладовое учение в трактате Псевдо-Одо «Диалог о музыке» // От Гвидо до Кейджа: Полифонические чтения. Сб. ст. по материалам науч. конф. М.: ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова; ТС–Прима, 2006. С. 16–45, 339–357.

12. Поспелова Р. Л. Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. 712 с.

13. Поспелова Р. Л., Сторчак Н. С. «Первый музыкант Падуи». К изучению наследия Маркетто Падуанского // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток — Запад. Вып. 20. Материалы XX научной международной конференции. Владивосток 24–25 апреля 2014 г. Владивосток: Дальнаука, 2014. С. 197–203.

14. Селицкая Л. М. К изучению трактата «Помериум» Маркетто Падуанского: дипл. работа. / науч. рук. Р. Л. Поспелова. Владивосток: ДВПИИ, 1990. 171 с.

15. Сторчак Н. С. Акциденции и транспозиции в контексте нотационной практики григорианского хорала. К изучению ладовой теории Маркетто Падуанского // Доклад для конференции «Музы кальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации». Москва, 12–16 мая 2014 г. (в печати).

16. Сторчак Н. С. Многоликость лада в трактате Маркетто Падуанского «Lucidarium in arte musice plane» // Старинная музыка. 2014. № 4. C. 4–8.

17. Сторчак Н. С. Путешествие по ладовой теории Треченто со «Светильником» в руках. К изучению 11‑ого трактата «Lucidarium» Маркетто Падуанского (с приложением перевода): дипл. работа / науч. рук. Р. Л. Поспелова. М.: Московская гос. консерватория, 2013. 134 c.

18. Сторчак Н. С. Теория ладообразующих видов кварты и квинты Маркетто Падуанского (или разъяснение о «музы кальных блюдах») // Музыковедение. № 6. 2015. С. 62–70.

19. Холопов Ю. Н. Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке // О принципах композиции старинной музыки: Статьи и материалы / ред.-сост. Т. С. Кюрегян. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2015. С. 219–259.

20. Atkinson C. The Critical Nexus. Tone-System, Mode and Notation in Early Medieval
Music. N. Y.: Oxford University Press, 2009. 320 p.

21. Herlinger J. Marchetto da Padova // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol. XV. L.: Macmillan Publishers Ltd, 1980. P. 826–828.

22. Herlinger J. The Lucidarium of Marchetto of Padua: А Critical Edition, Translation, and Commentary. Chicago: The University of Chicago Press, 1985. 567 p.

23. Lexicon Musicum Latinum Medii Aevi = Wörterbuch der lateinischen Musikterminologie des Mittelalters bis zum Ausgang des 15. Jahrhunderts = Dictionary of Medieval Latin Musical Terminology to the End of the 15th century / hrsg. von = ed. by M. Bernhard, Bd. = Vol. 2, Faszikel = Fascicle 10 (guttaralis — lichanos). München: Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 2009. 80 S.

24. Liber Responsorialis Pro Festis I. Classis et Communi Sanctorum. Juxta Ritum Monasticum. Solesmis, 1895. 469 p.

25. The Liber Usualis / ed. by the Benedectines of Solesmes. Tournai; N. Y.: Desclee Company, 1961. 1882 p.

26. Marchetto da Padova. Lucidarium / Introduzione, traduzione e commento di Marco Della Sciucca // Marchetto da Padova. Lucidarium. Pomerium. Testo latino e italiano. Firenze: Edizioni del Galluzzo, 2007. P. 1–207.

27. Niemöller K. Zur Tonus-Lehre der italienischen Musiktheorie des ausgehenden Mittelalter // Kirchenmusikalisches Jahrbuch, Vol. 40 (1956). P. 23–32.

28. Powers H. Mode // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol. XII. L.: Macmillan Publishers Ltd., 1980. P. 376–450.

29. Rahn J. Marchetto of Padua’s Theory of modal Ranges // Proceedings of the Fifth Annual Hawaii International Conference on the Arts and Humanities. 2007. P. 4098–4109.

30. Rahn J. Marchetto’s Theory of Commixture and Interruptions // Music Theory Spectrum, 9. N. Y.: University of California Press, 1987. P. 117–135.

31. Rahn J. Practical Aspects of Marchetto’s Tuning // Music Theory Online. Vol. IV. № 6: The Online Journal of the Society for Music Theory. 1998. http://www.mtosmt.org/ issues/mto.98.4.6/mto.98.4.6.rahn.html (дата обращения: 10.11.2015).

32. Sciucca M. Della. Modi e articolazioni (‘interruptiones”) delle specie nel “Lucidarium” di Marchetto da Padova // Rivista di Analisi e Teoria Musicale, 1 / Periodico dell’associazione “Gruppo di Analisi e Teoria Musicale” (GATM). Lucca: Liberia Musicale Italiana, 2004. P. 117–135.

33. Tinctoris J. Liber de natura et proprietate tonorum // Scriptorum de musica medii aevi nova series a Gerbertina altera: in 4 vols. / ed. E. de Coussemaker. P.: Durand, 1864–1876; reprint ed.: Hildesheim: Olms, 1963. Vol. IV. P. 16–41.

34. Ugolinus Urbevetanis. Declaratio musicae disciplinae, liber primus / ed. by A. Seay // Corpus scriptorium de musica. Vol. 7/1. Rome: American Institute of Musicology, 1959. 253 p.

35. Warburton J. Questions of Attribution and Cronology in Three Medieval Texts on Species Theory // Music Theory Spectrum. Vol. 22. № 2. Oakland: University of California Press on behalf of the Society for Music Theory. 2000. P. 225–235.