В поисках контракта: к истории оперного дебюта Глюка в Париже

Аннотация

Автор исследования предлагает новую интерпретацию известных событий, связанных с дебютом Кристофа Виллибальда Глюка на сцене Парижской оперы в 1774 году. Согласно общепринятой версии, впервые озвученной еще в XVIII веке французскими просветителями, директор театра Антуан Довернь и его коллеги хотели препятствовать приезду композитора в Париж, опасаясь разрушительного влияния его реформаторских идей на существовавшие в театре традиции. Средством давления на музыканта и, одновременно, репертуарной страховкой для дирекции должен был послужить контракт на шесть опер, якобы составленный Довернем и Глюком еще до премьеры «Ифигении в Авлиде». Однако поиски свидетельств, подтверждающих существование этого соглашения, не увенчались успехом. Более того, письма Глюка и внутренние документы Оперы указывают на то, что замысел шести (а в конечном счете — восьми) французских опер созревал на протяжении нескольких лет и был инициирован самим композитором, планировавшим остаться в Париже. Можно заключить, что упомянутый контракт на самом деле является изобретением первых немецких биографов Глюка, вдохновлявшихся, как было установлено, небольшой заметкой Иоганна Фридриха Рейхардта. Исследование репертуарной и финансовой ситуации, сложившейся в Опере к 1770-м годам, также позволяет сделать вывод, что дирекция театра не только не имела оснований саботировать приезд Глюка, но и сыграла определяющую роль в триумфе его реформаторской программы, создав благоприятные условия для парижского дебюта композитора.

Использованная литература

1. Кириллина Л. В. Глюк в Париже // Реформаторские оперы Глюка. М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2006. С. 172–192.

2. Angermüller R. Opernreformen im Lichte der wirtschaftlichen Verhältnisse an der Académie royale de Musique von 1775 bis 1780 // Die Musikforschung. Bd. 25 (1972). Nr. 3 (25). S. 267–291. https://doi.org/10.52412/mf.1972.H3.2045.

3. Arend M. Gluck. Eine biographie. Berlin: Schuster & Loeffler, 1921. 278 S.

4. Brown B. A. Gluck, Christoph Willibald, Ritter von. § 4: Collaboration with Calzabigi // The New Grove Dictionary of Music and Musicians, Second edition, in 29 vols., ed. by S. Sadie and J. Tyrrell, vol. 10. London: Macmillan; New York: Oxford University Press USA, 2001. P. 30–38.

5. Desnoiresterres G. Gluck a Piccinni: 1774–1800, 2nd ed. Paris: Didier et Cie, 1875. 425 p.

6. Einstein A. Gluck / trans. by Eric Bloom. London: J. M. Dens and Sons, 1936. 238 p.

7. Gerber E. L. Historisch-Biographisches Lexicon der Tonkünstler, in zwei Theilen. Leipzig: Breitkopf, 1790, 1792. XIV S., 992 Sp.; 860 Sp., XVI, 86 S.

8.  [Grimm M., Diderot D., et al.]. Correspondance littéraire, philosophique et critique depuis 1753 jusqu’en 1790 / édite par J.-A. Taschereau, A. Chaudé. Tome Huitième: 1772–1776. Paris: Furne, 1830. 520 p.

9. Grossegger E. Gluck und d’Afflisio: ein Beitrag zur Geschichte der Verpachtung des Burgtheaters (1765/67–1770). Wien: Verlag der österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1995. 158 p.

10. Leblond G. M. Mémoires pour servir à l’histoire de la révolution opérée dans la musique par M. de chevalier Gluck. Naples: сhez Bailly, 1781. 491 p.

11. Lemaigre-Gaffier P., Serre S. L’Académie royale de musique sous l’Ancien Régime //  La règlementation de l’Opéra de Paris (1669–2019): édition critique des principaux textes normatifs. Paris: École nationale des chartes, 2018. P. 19–87.

12. Marx A. B. Gluck und die Oper, in zwei Theilen. Berlin: Otto Janke, 1863. 464 S.; 390, 80 S.

13. Mémoires secrets pour servir à l’histoire de la république des lettres, en France depuis... [1762] jusqu’à nos jours [1787], ou Journal d’un observateur... [par L. Petit de Bachaumont, puis M.-F. Pidansat de Mairobert et B.-F.-J. Moufle d’Angerville]. Tome 7. Londres: J. Adamson, 1777. 372 p.

14. Mercure de France: dédié au Roy. Octobre, vol II. Paris, 1772. 216 p.

15. Mercury de France: dédié au Roy. Fevrier. Paris, 1773. 221 p.

16. Mercury de France: dédié au Roy. Septembre. Paris, 1774. 253 p. 

17. Newman E. Gluck and the Opera: A Study in Musical History. London: Bertram Dobell,1895. 300 p. 

18. Reichardt J. F. Fortsetzung der Berichtigungen und Zusätze zum Gerberschen Lexikon der Tonkünstler u.s.w. <…> // Studien für Tonkünstler und Musikfreunde. Eine historisch-kritische Zeitschrift mit neun und dreissig Musikstücken von verschiedenen Meistern fürs Jahr 1792, in zwei Theilen. Theil 1: Musikalisches Wochenblatt. Berlin: im Verlage der neuen Musikhandlung, 1793. S. 57.

19. Reissmann A. Christoph Willibald von Gluck: sein Leben und seine Werke. Berlin und Leipzig: J. Guttentag, 1882. 199 S.

20. Renggli H. Der Text als Werbemittel und Reformprogramm. François Du Roullets Lettre a M. D.[’Auvergne] un des Directeurs de l’Opéra de Paris // Musik als Text, Bericht über den Internationalen Kongreß der Gesellschaft für Musikforschung Freiburg im Breisgau 1993. Band 2. Freie Referate. Kassel: Bärenreiter, 1998. S. 437–440.

21. Rushton J. From Vienna to Paris: Gluck and the French Opera // Gluck / ed. by P. Howard. London: Routledge, 2015. P. 255–298. https://doi.org/10.4324/9781315093529.

22. Schmid A. Christoph Willibald Ritter von Gluck, dessen Leben und tonkünstlerisches Wirken. Leipzig: Friedrich Fleischer, 1854. 508 p.

23. The Collected Correspondence and Papers of Christoph Willibald Gluck / ed. by Hedwig and E. H. Mueller von Asow. New York: St. Martin’s Press, 1962. 239 p.

24. Tiersot J. Gluck. Paris: Librairie Felix Alcan, 1911. 251 p.

25. Welti H. Gluck. Leipzig: Verlag von Philipp Reclam jun., 1880. 88 S.