Пятидесятилетие «Весны священной» было отмечено записью Королевского филармонического оркестра под управлением Рене Лейбовица. Эта трактовка весьма интересна, ибо Лейбовиц был глубоко преданным шёнбергианцем. Убежденный приверженец взглядов Шёнберга на музыкальное исполнительство, как они были сформулированы учеником и шурином композитора Рудольфом Колишем, Лейбовиц попытался применить австро-немецкие музыкальные принципы к русской музыке Стравинского.
В начале статьи приводятся документальные свидетельства об отношении Шёнберга к ранним сочинениям Стравинского, к их эстетическим и композиционным принципам, которыми он восхищался и которые одновременно критиковал. Лейбовиц во многом разделял мнения Шёнберга о музыке Стравинского, и они определили его трактовку «Весны». Следуя исполнительской практике Колиша, Лейбовиц очевидно интерпретировал «Весну» с шёнбергианских аналитических позиций. Я предлагаю подобный анализ Вступления к I части балета в качестве примера проникновения как в смысл пьесы так и в прочтение Лейбовица. Важно то, что этот анализ учитывает не только отсутствие в «Весне» развивающей вариации, о чем Шёнберг наверняка сожалел, но и структурирующую роль оркестровки Стравинского, о которой он всегда был самого высокого мнения.
Перевод с английского Татьяны Верещагиной
под редакцией Константина Рычкова и Марины Насоновой
1. Allende-Blin J. (Hrsg.) Erich Itor Kahn. München: Edition Text + Kritik im Richard Boorberg, 1994. 111 S. (Musik-Konzepte. H. 85).
2. Babbitt M. Erich Itor Kahn, un grand représentant de la musique contemporaine by René Leibowitz, Konrad Wolff // Notes: Journal of the Music Library Association. Vol. 16. No. 3 (June, 1959). P. 399.
3. Brand J., Hailey Ch., Harris D. (eds. and transl.). The Berg-Schoenberg Correspondence. Selected Letters. N. Y.: W. W. Norton, 1987. XVIII, 497 p.
4. Casella A. Tone Problems of Today // The Musical Quarterly. Vol. 10. No. 2 (April, 1924). P. 159–171.
5. Craft R. Assisting Stravinsky // The Atlantic Monthly. Vol. 250. No. 6 (December, 1982). P. 64–74.
6. Creitz L. Rudolf Kolisch — Master Musician // Die Lehre von der musikalischen Aufführung in der Wiener Schule / Hrsg. von M. Grassl und R. Kapp. Wien: Böhlau, 2002. S. 161–172.
7. Evans J. Stravinsky’s Music in Hitler’s Germany // Journal of the American Musicological Society. Vol. 56. No. 3 (Fall, 2003). P. 525–594.
8. Freund M. Marya Freund to Arnold Schoenberg. A Letter from June 23rd, 1923 / The Arnold Schoenberg Collection, Library of Congress, Washington, DC.
9. Freund M. 22 September 1922. Marya Freund to Arnold Schoenberg. A Letter from September 22nd, 1922 / The Arnold Schoenberg Center, Library of Congress, Washington, DC.
10. Hill P. Stravinsky: The Rite of Spring. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2000. X, 170 p. (Cambridge Music Handbooks).
11. Howell Ch. Review of Jacques Offenbach, La Belle Hélène, Paris Philharmonic Chorus and Orchestra, René Leibowitz (conductor) // MusicWeb International, 3 June 2003. URL: http://www.musicweb-international.com/classrev/2003/Jun03/
OffenbachHeleneLeibowitz.htm (дата обращения: 02.12.2013).
12. Kahn F. Generation in Turmoil. With an introduction by Joseph Machlis. Great Neck, N. Y.: Channel Press, 1960. 224 p.
13. Kapp R. Shades of the Double’s Original: René Leibowitz’s Dispute with Boulez // Tempo. No. 165: Emigres and ‘Internal Exiles’ (June, 1988). P. 2–16.
14. Kolisch R. Tempo and Character in Beethoven’s Music. Parts I–II // The Musical Quarterly. Vol. 29. No. 2–3 (April, July 1943) P. 169–87; 291–312.
15. Kolisch R. Musical Performance: The Realization of Musical Meaning (1939) // Musiktheorie — Zeitschrift für Musikwissenschaft. Jg. 24 (2009). H. 3: Rudolf Kolisch in Amerika — Aufsätze und Dokumente / Hrsg. von A. Schreffler und D. Trippett. S. 201–207.
16. Kolisch R. The String Quartets of Beethoven // Musiktheorie — Zeitschrift für Musikwissenschaft. Jg. 24 (2009). H. 3: Rudolf Kolisch in Amerika — Aufsätze und Dokumente / Hrsg. von A. Schreffler und D. Trippett. S. 219–221.
17. Krones H. (Hrsg.) Arnold Schönberg in seinen Schriften. Verzeichnis — Fragen — Editorisches. Wien: Böhlau, 2011. 620 S. (Schriften des Wissenschaftszentrums Arnold Schönberg. Bd. 3).
18. Langlie W. Class notes, 14–16 February, 1944 / Arnold Schönberg Center, Wien.
19. Leibowitz R. Music Chronicle: Two Composers: Schönberg and Stravinsky: A Letter from Hollywood. The Partisan Review. Vol. 15. No. 3 (March, 1948). P. 361–365.
20. Leibowitz R. Schoenberg and His School: The Contemporary Stage in the Language of Music / Transl. by D. Newlin. N. Y.: The Philosophical Library, 1949. 305 p.
21. Leibowitz R. Traité de la composition avec douze sons. Typescript (1950) / Arnold Schönberg Center, Wien.
22. Leibowitz R. Treatise on Composition with Twelve Tones / Transl. by N. François. Typescript (1950) / Arnold Schönberg Center, Wien.
23. Leibowitz R. The Musician’s Commitment // The Kenyon Review. Vol. 11. No. 4 (Autumn, 1949). P. 675–684.
24. Leibowitz R., Wolff K. Erich Itor Kahn. Un grand représentant de la musique contemporaine. P.: Éditions Buchet/Chastel, Corrêa, 1958. 182 p.
25. Leibowitz R., Maguire J. Thinking for Orchestra: Practical Exercises in Orchestration. N. Y.: G. Schirmer, 1960. 240 p.
26. Lipscomb J. Customer Review: Leibowitz’s Rite & Danon’s Petrouchka (16 May 2005) URL: http://www.amazon.com/review/R3ILSO0HLCRKU2 (дата обращения: 30.07.2013).
27. Maguire J. Rene Leibowitz // Tempo. No. 131 (December, 1979). P. 6–10.
28. Medicis F. Darius Milhaud and the Debate on Polytonality in the French Press of the 1920s // Music & Letters. Vol. 86. No. 4 (November, 2005). P. 573–591.
29. Meibach J. K. Schoenberg’s Society for Private Musical Performances, Vienna 1918 –1922: A Documentary Study. Ph. D. University of Pittsburgh, 1984. 320 p.
30. Meine S. Ein Zwölftöner in Paris: Studien zu Biographie und Wirkung von René Leibowitz (1913–1972). Augsburg: Wissner, 2000. 287 S. (Publikationen der Hochschule für Musik und Theater Hannover, Bd. 10).
31. Messing S. Neoclassicism in Music: From the Genesis of the Concept through the Schoenberg/Stravinsky Polemic. Rochester, N. Y.: University of Rochester Press, 1988. XVI, 215 p.
32. Milhaud D. Polytonality and Atonality // Pro-Musica Quarterly. Vol. 2. No. 4 (October, 1924). P. 11–24.
33. Milhaud D. The Evolution of Modern Music in Paris and Vienna // The North American Review. Vol. 217. No. 809 (April, 1923). P. 544–554.
34. Moldenhauer H., Moldenhauer R. Anton von Webern: A Chronicle of His Life and Work. N. Y.: Alfred A. Knopf, 1979. 803 p.
35. Mussat M.-C. La réception de Schönberg en France // Revue de Musicologie. T. 87. No. 1 (2001). P. 145–186.
36. Ogdon W. An Unpublished Treatise of René Leibowitz // Journal of the Arnold Schoenberg Institute. Vol. 2. No. 1 (October, 1977). P. 34–41.
37. Ogdon W. Series and Structure: An Investigation into the Purpose of the Twelve-Tone Row in Selected Works of Schoenberg, Webern, Krenek, and Leibowitz. Ph. D. Indiana University at Bloomington, 1955. 329 p.
38. Quittard H. Société des Grandes Auditions Musicales // Le Figaro. 174 (1913, 23 June). P. 7.
39. Satz D. Rudolf Kolisch in Boston // Die Lehre von der musikalischen Aufführung in der Wiener Schule / Hrsg. von M Grassl und R. Kapp. Wien: Böhlau, 2002. S. 191–208.
40. Schoenberg A. 13 May 1922. Ostinato: Unpublished manuscript, typescript / Arnold Schönberg Center, Wien. T34.05.
41. Schoenberg A. 21 April 1923. Polytonalists: Unpublished manuscript, typescript / Arnold Schönberg Center, Wien. T34.07.
42. Schoenberg A. 12 December 1924. Polytonality and Me: Unpublished manuscript / Arnold Schönberg Center, Wien, typescript. T04.11.
43. Schoenberg A. 194–? What is musicianship? Unpublished manuscript / Arnold Schönberg Center, Wien. T78.10.
44. Schoenberg A. 2 December 1943. Arnold Schoenberg to Rudolf Kolisch / The Rudolf Kolisch Collection, Houghton Library, Harvard University, Boston.
45. Schoenberg A. 1949. Materials for Orchestration: Unpublished manuscript / Arnold Schönberg Center, Wien, typescript. T68.12_17.
46. Schoenberg A. 1965. Arnold Schoenberg Letters / Ed. by E. Stein, transl. by E. Wilkins and E. Kaiser. N. Y.: St. Martin’s Press. 309 p.
47. Schoenberg A. Zusammenhang, Kontrapunkt, Instrumentation, Formenlehre / Coherence, Counterpoint, Instrumentation, Instruction in Form / Ed. by S. Neff, transl. by Ch. M. Cross and S. Neff. Lincoln: University of Nebraska Press, 1994. 135 p.
48. Schoenberg A. Style and Idea: Selected Writings of Arnold Schoenberg. With a new foreward by Joseph Auner / Ed. by L. Stein, transl. by L. Black. 60th Anniversary Edition. Berkeley: University of California Press, 2012. 559 p.
49. Schoenberg A. The Musical Idea and the Logic, Technique, and Art of Its Presentation / Ed. and transl. by P. Carpenter and S. Neff. N. Y.: Columbia University Press, 1995. 462 p.
50. Schoenberg A. Theory of Harmony / With a new foreward by W. Frisch / Transl. by Roy E. Carter. 60th Anniversary Edition. Berkeley: University of California Press, 2011. 440 p.
51. Stein L. Schoenberg and «Kleine Modernsky» // Confronting Stravinsky: Man, Musician, Modernist / Ed. by J. Pasler. Berkeley: University of California Press, 1986. P. 310–324.
52. Steuermann C. Orchestration Class notes, 1944, 14/18 February / The Clara Steuermann Satellite Collection. Arnold Schönberg Center, Wien.
53. Steuermann E. A Not Quite Innocent Bystander: The Writings of Eduard Steuermann. Edited by Clara Steuermann, David Porter, and Gunther Schuller / Transl. by R. Cantwell and Ch. Messner. London and Lincoln: University of Nebraska Press, 1989. 264 p.
54. Stravinsky I. 27 May 1919: Igor Stravinsky to Arnold Schoenberg / The Arnold
Schoenberg Collection. Washington, DC: Library of Congress.
55. Stravinsky I. Stravinsky in Pictures and Documents / Ed. by V. Stravinsky and R. Craft. L.: Hutchinson, 1979. 688 p.
56. Stuckenschmidt H. H. Arnold Schoenberg: His Life, World, and Work / Transl. by H. Searle. N. Y.: Schirmer Books, 1977. XIV, 581 p.
57. Taruskin R. Defining Russia Musically: Historical and Hermeneutical Essays. Princeton: Princeton University Press, 1997. 561 p.
58. Tenner H. Alma Mahler — Arnold Schönberg. «Ich möchte so lange leben, als ich Ihnen dankbar sein kann»: Der Briefwechsel. Wien: Residenz Verlag, 2012. 301 S.
59. Van den Toorn P. The Music of Igor Stravinsky. New Haven: Yale University Press. 1983. 512 p.
60. Wieland R. 2002. Gespräch mit Claude Helffer. Die Lehre von der musikalischen Aufführung in der Wiener Schule / Hrsg. von M. Grassl and R. Kapp. Wien: Böhlau, 2002. S. 267–274.