Восьмое слово Христа (о духовном смысле эхо-арии Flößt, mein Heiland из «Рождественской оратории» Баха)

Аннотация

С тех пор как Ф. Шпитта охарактеризовал арию с эхо Flößt, mein Heiland из «Рождественской оратории» И. С. Баха как «пустячную забаву» мастера, в научной литературе было высказано немало предположений о том, каким мог бы быть «серьезный» духовный смысл этого номера великого произведения. Активно обсуждают ся вопросы, от чьего лица поют голоса в этой арии, какие события из детства или юности Христа получили в не й отражение, к каким праздникам церковного года
отсылает слушателей данное сочинение.
Автор высказывает предположение о возможной связи арии с традицией почитания Слов Иисуса Христа на Кресте, получившей оригинальное развитие в не мецкой духовной поэзии XVIII века. В знаменитом Страстнóм либретто Б. Х. Брокеса жест Иисуса, склоняющего голову в момент смерти, трактуется как дополнительное, последнее Слово (и одновременно последнее деяние) Христа, которым Он свидетельствует о свершившем ся Спасении человечества. В статье доказывает ся, что ария Flößt, mein Heiland представляет собой диалог христианской души с Младенцем Иисусом, лепет которого благодаря вере воспринимает ся как прообраз будущих Семи Слов. Прообразом же этой арии с эхо в творчестве Баха являет ся ария баса с хоралом Mein teurer Heiland из «Страстей по Иоанну», в которой соответствующий фрагмент либретто Брокеса использован в слегка измененном виде. Некоторые из внесенных изменений оказали впоследствии влияние на замысел арии Flößt mein Heiland.

Использованная литература

1. Насонов Р. А. Два взгляда на Младенца Христа. История Рождества в интерпретациях Х. Шютца и И. С. Баха. Очерк второй: «Как мне принять Тебя?» // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 2. С. 52–73; № 3. С. 21–56.

2. Насонов Р. А. Путь Спасения, пройденный с И. С. Бахом (осмысление евангельского текста в «Страстях по Иоанну») // Музыка и проповедь: к интерпретации наследия И. С. Баха: сб. ст. / ред.-сост. М. В. Воинова. М.: Московская консерватория, 2006. С. 64–80. (Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, 56).

3. Blankenburg W. Das Weihnachts-Oratorium von Johann Sebastian Bach. 5. Aufl. Kassel [u. a.]: Bärenreiter, 2003. 155 S.

4. Bossuyt I. Johann Sebastian Bach. Christmas Oratorio (BWV 248) / transl. by S. Bull. Leuven University Press, 2004. 185 p.

5. Koch E. Tröstendes Echo. Zur theologischen Deutung der Echo-Arie im IV. Teil des Weihnachts-Oratoriums von Johann Sebastian Bach // Bach-Jahrbuch. Jg. 75 (1989). S. 203–211.

6. Prautzsch L. Echo-Arie und andere symbolische und volkstümliche Züge in Bachs Weihnachtsoratorium // Musik und Kirche. Jg. 38 (1968). H. 5. S. 221–229.

7. Puchner W. Studien zur Volkskunde Südosteuropas und des mediterranen Raums. Wien [u. a.]: Böhlau, 2009. 752 S.

8. Spitta Ph. Johann Sebastian Bach: in 2 Bde. Bd. 2. Lpz.: Breitkopf und Härtel, 1880. XIV, 1014, 20 S.

9. Steiger R. Die Einheit des Weihnachtsoratorium von J. S. Bach // Musik und Kirche. Jg. 51 (1981). S. 273–280; Jg. 52 (1982). S. 9–15.