Статья посвящена австрийскому композитору Й. М. Хауэру, автору оригинального двенадцатитонового метода. Теория его достаточно подробно описана в русскоязычной литературе, в то время как музыка практически не известна и нередко оценивается как примитивная и дилетантская. Автор предпринимает попытку взглянуть на музыку Хауэра сквозь призму опыта ХХ века в целом, отмечая вызревающие в ней категории позднейшего минимализма. Подобно Джону Кейджу, который под влиянием философии дзен пытался устранить диктат композиторского Я, разрушить границу между искусством и неискусством,
Хауэр постепенно отказывается от традиционного для европейской музыки опусного мышления, понимая музыку как средство духовного самовозвышения и медитации, требующей отказа от собственного Я. Процесс объективизации и одухотворения искусства звуков отражен в его трактовке атональности, во многом отличной от шёнберговской. Таким образом, в творчестве Хауэра сближаются противоположности, репрезентирующие авангард и поставангард, Запад и Восток, ratio и intuitio.
1. Векслер Ю. «Служить духу формой и цветом…». Йозеф Маттиас Хауэр и Йоханнес Ит-
тен // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2012. № 2. С. 55–60.
2. Кудряшов Ю. «Учение о тропах» Й. М. Хауэра // Проблемы музыкальной науки: сб. статей.
Вып. 5. М.: Советский композитор, 1983. С. 224–254.
3. Рети Р. Тональность в современной музыке / пер. с англ. Г. Орлова. Л.: Музыка, 1968. 132 с.
4. Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-тео-
ретические системы: Учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов
музыкальных вузов. М.: Композитор, 2006. 632 с.
5. Шёнберг А. Письма / сост. и публ. Э. Штайна; пер. с нем. и англ. В. Г. Шнитке; общ. ред.
М. С. Друскина и Л. Г. Ковнацкой / 2-е рус. изд., испр. СПб.: Композитор, 2008. 464 с.
6. Diederichs J., Fheodoroff N., Schwieger J. (Hg.) Josef Matthias Hauer: Schriften, Manifeste,
Dokumente. DVD-ROM. Wien: Lafite, 2007.
7. Hauer J. M. Deutung des Melos. Leipzig; Wien; Zürich: E. P. Tal, 1923. 73 S.
8. Hauer J. M. Vom Melos zur Pauke — Eine Einführung in die Zwölftonmusik. Arnold Schönberg
gewidmet. Wien: Universal Edition, 1925. 22 S.
9. Hauer J. M. Vom Wesen des Musikalischen — Grundlagen der Zwölftonmusik. Leipzig; Wien:
Waldheim-Eberle, 1920. 66 S.
10. Hauer J. M. Zwölftontechnik — Die Lehre von den Tropen. Hermann Heiß gewidmet. Wien:
Universal Edition, 1926. 23 S.
11. Stein E. Neue Formprinzipien // Anbruch. 1924. № 7–8. S. 286–303.
12. Szmolyan W. Josef Matthias Hauer. Eine Studie. Wien: Lafite & Österr. Bundesverl., 1965. 79 S.