В статье рассматриваются два произведения композиторов XX века на сюжет о жертвоприношении Исаака: кантикль II Бенджамина Бриттена и священная баллада Игоря Стравинского. Анализ интерпретации духовного сюжета, крайне важного для всех монотеистических религий, и системы музыкальных с редств, использованных каждым из композиторов, позволяет говорить о полярности эстетических и этических установок Бриттена и Стравинского. Можно предположить, что музыкальный язык Бриттена не представлял для Стравинского большого интереса и был оставлен им без внимания, — зато гуманистический пафос английского музыканта и его критическое отношение к духовным традициям Европы получили своего рода противовес в виде священной баллады «Авраам и Исаак», автор которой репрезентирует «идеальную» модель патриархального мира, в котором главной ценностью является безусловное послушание.
1. Брагинская Н. Священная баллада И. Стравинского «Авраам и Исаак»: взгляд на восток? // Музыкальная академия. 2011. № 1. С. 153–157.
2. Гливинский В. И. Ф. Стравинский и современные компьютерно-информационные технологии // Opera Musicologica. 2010. № 2 (4). С. 41–57.
3. Гливинский В. Позднее творчество И. Ф. Стравинского. Исследование. Донецк: Донеччина, 1995. 192 с.
4. Игорь Стравинский — публицист и собеседник / ред.-сост. В. Варунц. М.: Советский композитор, 1988. 504 с.
5. Ковнацкая Л. Бенджамин Бриттен. М.: Советский композитор, 1974. 392 с.
6. Орлов Г. «Военный реквием» Бенджамина Бриттена. URL: http://www.opentextnn.ru/music/epoch%20/XX/?id=2682 (дата обращения: 2.11.2016).
7. Савенко С. Мир Стравинского: Монография. М.: Композитор, 2001. 328 с.
8. Селезнёв М. Исаак // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. URL: http://www.pravenc.ru/text/674115.html (дата обращения: 21.11.2016).
9. Старостина Т. О гармонии позднего Стравинского // Проблемы музыкальной науки. Вып. 7: Сб. статей / сост. В. Зак, Е. Чигарева М.: Советский композитор, 1989. С. 181–192.
10. Baranova Monighetti T. In between Orthodoxy and Catholicism: The Problem of Stravinsky’s Religious Identity // Igor Stravinsky: Sound and Gesture of Modernism / ed. by M. Locanto. Turnhout: Brepols, 2014. P. 3–29. (Speculum Musicae. Vol. XXV).
11. Buell T. J. The Harmonic Language of Stravinsky’s Abraham and Isaac. URL: http://
www.ex-tempore.org/buell/BUELL.htm (дата обращения: 21.10.2016).
12. Glivinsky V. Stravinsky, Krenek and Serial-Rotational Technique // Мистецтвознавчi записки. Вып. 28. К.: Мiленiум, 2015. С. 23–34.
13. Mitchell D. (ed. in chief); Reed Ph. (assist. ed.). Letters from a Life: The Selected Letters and Diaries of Benjamin Britten, 1913–1976: in 6 vols. Vol. 1: 1923–1939. Berkeley, L. A. (California): University of California Press, 1991. XXVII, 619 p.
14. Mitchell D. (ed. in chief); Reed Ph. (assist. ed.); Cooke M. (ed.). Letters from a Life: The Selected Letters and Diaries of Benjamin Britten, 1913–1976: in 6 vols. Vol. 3: 1946–1951. Berkeley, L. A. (California): University of California Press, 1991. XXVI, 758 p.
15. Pyke C. Benjamin Britten’s Creative Relationship with Russia. Ph. D. thesis. University of London, 2011. 519 p.
16. Spies С. Notes on Stravinsky’s Abraham and Isaac // Perspectives of New Music. Vol. 3. No. 2 (Spring–Summer, 1965). P. 104–126.
17. Stravinsky I.; Craft R. Dialogues and a Diary. Garden City, N. Y., 1963. 280 p.
18. Walsh S. Stravinsky: The Second Exile: France and America, 1934–1971. N. Y.: Alfred A. Knopf, 2006. 709 p.