В статье оспаривается тезис Ш. Л. Зоргнера о том, что оперная реформа Глюка была ограничена только внутримузыкальными задачами. В частности, показывается, что Посвящение к опере «Альцеста», на котором Зоргнер основывает свои представления о реформе Глюка, не описывает в полной мере даже собственно музыкальные новшества композитора. В нем не упоминается один из самых важных элементов преобразований — резко усиливающаяся роль аккомпанированного речитатива.
В операх на либретто Метастазио этот прием использовался в исключительных ситуациях — у Глюка и Кальцабиджи «исключительные» ситуации, в которых высокий герой не в состоянии скрыть своей боли, возникают регулярно, свидетельствуя о жестокости и бессмысленности установленного «богами» порядка, при котором человек обречен на постоянные страдания. При всех различиях между собой реформаторские оперы Глюка выражают буржуазные ценности — прежде всего, представление о праве добродетельного частного человека на счастливую семейную жизнь. Тем самым реформаторские оперы Глюка, написанные на высокие, преимущественно мифологические, сюжеты, сближаются, как это ни парадоксально, с мещанскими драмами и сентиментальными комическими операми как одним из главных средств пропаганды новой буржуазной идеологии в XVIII веке.
1. Материалы и документы по истории музыки: в 2 т. Т. II. XVIII век (Италия, Франция, Германия, Англия) / сост. М. В. Иванов-Борецкий; пер. с итал., франц., не мец. и англ. под ред. проф. М. В. Иванова-Борецкого. М.: Гос. муз. изд-во, 1934. 603 с.
2. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII веков: хрестоматия / сост. и общ. вст. ст. В. П. Шестакова. М.: Музыка, 1971. 688 с. (Памятники музыкально-эстетической мысли).