The Tempi in Beethoven’s Instrumental Works: Historical Evidence and Modern Considerations

Abstract

This article gives a systematic account of the Beethoven’s tempi including works with metronome marks assigned by the composer himself. Some corrections are made to general theory of (musical) rhythm which e. g. apply to ambiguity of time signatures and potential 1‑beat measures. Studies of origins of the wellknown Italian tempo terms detect independence of most of these terms from the doctrine of the affections; additionally tempo ‘migrations’ (different terms attached to one and the same tempo) are discussed. The new approach to calculate a (musical) work duration, with respect to metronome markings, is exemplified by the Eroica Symphony. Comparison of timing of symphonies with historical documents on Viennese public concerts reveals shortcomings of the so-called “half-speed” theory of tempo, according to which fast music should had been performed twice as long slower. The new calculation approach is offered as a useful tool to contemporary music publishers. Appendix includes some facsimiles of the original Beethoven’s metronomic indications.

References

1. Алексеев А. Д. Из истории фортепианной педагогики. Руководства по игре на клавишно-  струнных инструментах (от эпохи Возрождения до середины XIX века). Хрестоматия. М.: Классика-XXI, 2013. 176 с.

2. Арнонкур Н. Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди / п ер. с нем. С. В. Грохотова. М.: Классика-XXI, 2005. 279 с.

3. Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта / пер. с нем. Ю. А. Гальперн под ред. Л. Баренбойма и Л. Гаккеля. М.: Музыка, 1972. 374 с.

4. Бадура-Скода Е., Бадура-Скода П. Интерпретация Моцарта: Как исполнять его фортепианные сочинения. 2-е изд. / п ер. с англ. Л. О. Акопяна. М.: Музыка, 2011. 464 с.

5. И. С. Бах. Жизнь и творчество: Собрание документов / со  ст. Х.-Й. Шульце; пер. с нем. В. А. Ерохина. СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова; «Галина скрипсит», 2009. 560 с.

6. Бетховен Л. ван. Письма: в 4 т. Т. I: 1787–1811; Т. II: 1812–1816; Т. III: 1817–1822; Т. IV: 1823–1827 / сост. и комм. Н. Л. Фишмана и Л. В. Кириллиной; пер. с нем. Н. Л. Фишмана, Л. В. Кириллиной и Л. С. Товалёвой. М.: Музыка, 2011–[2016]. 616, 560, 656, 784 с.

7. Вагнер Р. О дирижировании / пер. И. Шрайбера // Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика / ред.-со  ст. Л. Гинзбург. М.: Музыка, 1975. С. 87–132.

8. Вейнгартнер Ф. Исполнение классических симфоний. Советы дирижерам. Бетховен / пер. с нем. М. В. Юдиной под ред. Л. М. Гинзбурга; послесл. Л. Гинзбурга. М.: Музыка, 1965. Т. 1. 308 с.

9. Вспоминая Бетховена. Биографические заметки Ф. Вегелера и Ф. Риса / пер. с нем., вступит.   статья, коммент. Л. Кириллиной. М.: Классика-XXI, 2001. 224 с.

10. Гинзбург Л. М. Adagio // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1973. Кол. 52.

11. Греймас А. Ж., Фонтаний Ж. Семиотика   страстей: От состояния вещей к состоянию души / пер. с франц. И. Г. Меркуловой; предисл. К. Зильберберга. 2-е изд. М.: УРСС; ЛЕНАНД, 2015. 334 с.

12. Кванц И. Опыт наставления по игре на поперечной флейте / пер. И. Шрайбера и Н. Кравец, коммент. Л. Гинзбурга // Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика / ред.-со  ст. Л. Гинзбург. М.: Музыка, 1975. С. 10–63.

13. Кириллина Л. Классический   стиль в музыке XVIII — начала XIX в. М.: Композитор, 2007. Ч. 2. 224 с.

14. Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2 т. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. Т. I. 536 с. Т. II. 596 с.

15. Корыхалова Н. П. Музыкально-исполнительские термины. 2-е изд. СПб.: Композитор, 2007. 328 с.

16. Лосева О. В. Теория циклических форм в наследии Е. В. Назайкинского [Электронный ресурс] // Журнал Общества теории музыки. Вып. 2016/2 (14). http://journal-otmroo.ru/sites/journal-otmroo.ru/files/2016_2(14)_2_Лосева (final).pdf (дата обращения: 8.10.2018).

17. Лызлов А. В., Серавина О. Ф., Ковалевская О. Б. Аффективность как   структурообразующая основа антропологических пространств: философия, психология, психиатрия // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 65–74.

18. Люси М. Теория музыкального выражения: Акценты, оттенки и темпы в музыке вокальной и инструментальной / пер. с франц. В. А. Чечотта. СПб.: Бессель, б. г. 158 с. Репринт: М.: УРСС, 2012.

19. Мальцев С. М. О темпе исполнения бетховенских сочинений // Черни К. О правильном исполнении всех фортепианных сочинений Бетховена / п ер. С. М. Мальцева, Р. Г. Лепковской; науч. ред., в  ступ.   ст., коммент. С. М. Мальцева. СПб.: [СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова], 2010. С. 188–193.

20. Милка А., Шабалина Т. Занимательная бахиана: в 2 вып. Вып. 1. 2-е изд. СПб.: Композитор, 2001. 208 с.

21. Моцарт В. А. Полное собрание писем / пер. на русский яз. И. С. Алексеевой, А. В. Бояркиной, С. А. Кокошкиной, В. М. Кислова. М.: Международные отношения, 2006. 536 с.

22. Панов А. А., Розанов И. В. Итальянская темповая терминология в немецкой исполнительской практике барокко, рококо и классицизма // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 15: Искусствоведение. 2011. Вып. 4. С. 3–58.

23. Панов А. А., Розанов И. В. Итальянская темповая терминология во французской исполнительской практике барокко, рококо и классицизма. Часть I // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 15: Искусствоведение. 2012. Вып. 2. С. 64–98.

24. Панов А. А., Розанов И. В. Итальянская темповая терминология во французской исполнительской практике барокко, рококо и классицизма. Часть II // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 15: Искусствоведение. 2012. Вып. 3. С. 13–46.

25. Панов А. А., Розанов И. В. Итальянская темповая терминология в исполнительской практике Великобритании и США эпохи барокко, рококо и классицизма // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 15: Искусствоведение. 2012. Вып. 4.
С. 82–127.

26. Письма Бетховена: 1787–1811 годы. Пер. с не  м. / Со  ст., ред. перевода, автор вступ.   статьи и коммент. Н. Л. Фишман.
М.: Музыка, 1970. 576 с.

27. Поспелова Р. Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2009. 712 с.

28. Риман Г. Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах / пер. с нем. Ю. Д. Энгеля. 2-е изд. М.: Музсектор Госиздата, 1929. 242 с.

29. Рождественский Г. Дирижерская аппликатура. Л.: Музыка, 1974. 104 с.

30. Розанов И. В. Темпы танцев для пения в трактате Мишеля Л’Аффийяра (Париж, 1705) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 15. 2014. Вып. 2. С. 5–41.

31. Рубаха Е. А. Контрданс. Его особенности, и  стоки и воздействие на музыку венских классиков // Музыка и хореография современного балета. Вып. 4 / сост. Ю. Резанова и Р. Косачева. М.: Музыка, 1982. С. 36–56.

32. Рубаха Е. А. Форма финала венской классической симфонии как претворение традиций бытовой музыки XVIII века // От барокко к классицизму: Учебное пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» / отв. ред. Е. А. Рубаха. М.: РАМ им. Гнесиных, 1993.

33. Софронов Ф. Взгляд на «  старую» музыку с позиций новой: теоретические воззрения Рудольфа Колиша в свете учения А. Шёнберга о форме // Современное исполнительство: к проблеме интерпретации музыки XX века: Материалы научно-практической конференции / редколл.: И. М. Ромащук, С. В. Лукерченко, Ю. И. Карабанова. М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2003. С. 65–74.

34. Томашевский Б. В. Стих и язык: Филологические очерки. М.: Художественная литература, 1959. 472 с.

35. Фишман Н., Климовицкий А., Холопов Ю. «Чествование Бетховена — 1 977» // Советская музыка. 1977. № 9. С. 141–144.

36. Фишман Н. Бетховен и его время. Заметки // Фишман Н. Этюды и очерки по бетховениане. М.: Музыка, 1982. С. 144–188.

37. Фишман Н. Людвиг ван Бетховен о фортепианном исполнительстве и педагогике // Фишман Н. Этюды и очерки по бетховениане. М.: Музыка, 1982. С. 189–214.

38. Харлап М. Г. Ритмика Бетховена // Бетховен: Сб.   статей. Вып. 1. / ред.-сост. Н. Л. Фишман. М.: Музыка, 1971. С. 370–421.

39. Харлап М. Г. Тактовая система музыкальной ритмики // Проблемы музыкального ритма. М.: Музыка, 1978. С. 48–104.

40. Харлап М. Нотные длительности и парадокс их реального значения (Заметки к специфике музыкального времени и его нотации) // Музыкальная академия. 1997. № 1. С. 173–181. № 2. С. 99–109.

41. Холопов Ю. Н. Метрическая   структура периода и песенных форм // Проблемы музыкального ритма. М.: Музыка, 1978.
С. 105–163.

42. Холопов Ю. Н. Введение в музыкальную форму. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2006. 432 с.

43. Холопова В. Вопросы ритма в творче  стве композиторов первой половины XX века. М.: Музыка, 1971. 304 с.

44. Холопова В. Музыкальный ритм. М.: Музыка, 1980. 72 с.

45. Холопова В. Теория музыки: Мелодика. Ритмика. Фактура. Тематизм. СПб.: Лань, 2002. 368 с.

46. Черни К. О правильном исполнении всех фортепианных сочинений Бетховена / пер. С. М. Мальцева, Р. Г. Лепковской; науч. ред., в  ступ.   ст., коммент. С. М. Мальцева. СПб.: [СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова], 2010. 197 с.

47. Черни К. О верном исполнении всех фортепианных сочинений Бетховена / пер. снем. Д. Е. Зубова. СПб.: Планета Музыки; Лань, 2011. 118 с.

48. Чехович Д. К эволюции представлений о темпе в XVIII — начале XIX в. // От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и   стили: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация. Вып. 1. / отв. ред. С. В. Грохотов. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2011. С. 306–345 (Науч. тр. МГК. Сб. 68).

49. Чехович Д. Ритмическая тесситура и темповая транспозиция ритма // Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 1. С. 54–83.

50. Чехович Д. О. «Дон Жуан» и его темпы // Моцарт и его время: Сб. материалов научной конференции. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2019. С. 98–116 (в печати).

51. Штейнпресс Б. С. Очерки и этюды. М.: Советский композитор, 1980. 352 с.

52. Apel W. Die Notation der polyphonen Musik 900–1600. [Deutsche Fassung]. 3. Aufl. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1981. 20, 526 S.

53. Auhagen W. Chronometrische Tempoangaben im 18. und 19. Jahrhundert // Archiv für Musikwissenschaft. Jg. 44 (1987). S. 40–57.

54. Auhagen W. „Das Tempo in der Musik von Barock und Vorklassik. Die Antwort der Quellen auf ein umstrittenes Thema.“By Klaus Miehling: [Review] // Performance Practice Review. Vol. 8. No. 1 (Spring, 1995). P. 96–98.

55. Beck H. Bemerkungen zu Beethovens Tempi // Beethoven-Jahrbuch. 1955/1956. Bonn: Beethovenhaus, 1956. S. 24–54.

56. [Beethoven L. van.] Die Tempo’s sämmtlicher Sätze aller Symphonien des Hrn. L. v. Beethoven, vom Verf[asser] selbst nach Maelzels Metronom bestimmt // Allgemeine musikalische Zeitung (Leipzig). 19. Jahrg. 1817. No. 51. Sp. 873–874.

57. Beethoven L. van, Salieri A. Erklärung // Allgemeine musikalische Zeitung, mit besonderer Rücksicht auf den österreichischen Kaiserstaat (Wien). 2. Jahrg. 1818. Nr. 7. Sp. 58–59.

58. [Beethoven L. van.] Bestimmung des musikalischen Zeitmasses nach Mälzels Metronom. Zweite Lieferung. Beethoven — sämmtliche Quartetten von dem Author selbst bezeichnet. Wien: S. A. Steiner u. Comp., [1819]. No. 2812.

59. Beethoven-Briefwechsel. Gesamtausgabe: in 7 Bde. / hrsg. von S. Brandenburg und Beethoven-Haus Bonn. Bd. 4: 1817–1822. München: Henle, 1997. 560 S.

60. Bengen I., Frobenius W., Behne K.-E. Tempo // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: allgemeine Enzyklopädie der Musik / hrsg. von F. Blume. Bd. 16: Supplement 2: Eardsen — Zweibrücken. Kassel u.a.: Bärenreiter, 1976. Sp. 1820–1842.

61. Bengen I., Frobenius W., Behne K.-E. Tempo // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: allgemeine Enzyklopädie der Musik. 2., neubearb. Aufl. / hrsg. von L. Finscher. Sachteil. Bd. 9: Sydney — Zypern. Kassel: Bärenreiter; Stuttgart: J.-B.-Metzler, 1998.
Sp. 443–470.

62. Borrel E. Les indications métronomiques laissées par les auteurs français du XVIIIme siècle // Revue de musicologie. 1928. No 26. P. 149–153.

63. Brossard S. de. Dictionaire de musique, contenant une explication des termes grecs, latins, italiens et françois les plus usitez dans la Musique... P.: Chr. Ballard, 1703 [без пагинации]. 3me ed. Amsterdam: E. Roger, 1708. 388 p.

64. Brown C. Historical Performance, Metronome Marks and Tempo in Beethoven’s Symphonies // Early Music. Vol. 19. No. 2 (May, 1991). P. 247–258.

65. Busby Th. A Dictionary of Music, Theoretical and practical... 4th ed. London: R. Phillips, 1817. XXXIV, 331 p.

66. Busse Berger A. M. Mensuration and Proportion Signs: Origins and Evolution. Cambridge: Cambridge University Press, 1993.
XI, 271 p.

67. Czerny C. Über den richtigen Vortrag der sämtlichen Beethoven’schen Klavierwerke: Czerny’s „Erinnerungen an Beethoven“sowie das 2. und 3. Kapitel des IV. Bandes der „Vollständigen theoretisch-practischen Pianoforte-Schule, op. 500“. FaksimileNachdruck / hrsg. von P. Badura-Skoda. Wien; New York: Universal Edition, 1963. 121 S. (Urtext Edition).

68. Dahlhaus C. Die Tactus- und Proportionenlehre des 15. Bis 17. Jahrhunderts // Hören, Messen und Rechnen in der frühen Neuzeit. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1987. S. 333–361 (Geschichte der Musiktheorie / hrsg. von F. Zaminer. Bd. 6).

69. Dolmetsch A. The Interpretation of the Music of the Seventeenth and Eighteenth Centuries Revealed by Contemporary Evidence. 2nd ed. Seattle; London: University of Washington Press, 1969. XVI, 494 p.

70. Fallows D. Grave // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. / ed. by St. Sadie. Vol. 10. London: Oxford University Press, 2001. P. 315.

71. Fallows D. Lento // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. / ed. by St. Sadie. Vol. 14. London: Oxford University Press, 2001. P. 549–550.

72. Fallows D. Presto // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. / ed. by St. Sadie. Vol. 20. London: Oxford University Press, 2001. P. 306.

73. Fallows D. Tempo and expression marks // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. / ed. by St. Sadie. Vol. 25. London: Oxford University Press, 2001 P. 271–279.

74. Fallows D. Vivace // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. / ed. by St. Sadie. Vol. 26. London: Oxford University Press, 2001. P. 816–817.

75. Framery, Ginguéné et de Momigny. Encyclopédie méthodique. Musique. Paris: Agasse, 1791–1818. Vol. 1. Parties 1–2. XII, 760 p. Vol. 2. 552, 74, 114 p.

76. Gleich C. von. Die Theorie des variablen Metronomgebrauchs // Die Musikforschung. Jg. 41. H. 1 (Januar–März 1988). S. 46–49.

77. Grassineau J. A Musical Dictionary Being a Collection of Terms and Characters as well Ancient as Modern. London: J. Wilcox, 1740. XII, 347 p.

78. Hanslick E. Geschichte des Concertwesens in Wien. Wien: W. Draumüller, 1869. XV, 438 S.

79. Harding R. E. M. The Metronome and Its Precursors // Harding R. E M. Origins of Musical Time and Expression. London; New York; Toronto: Oxford University Press, 1938. P. 1–35.

80. Hell H. Die neapolitanische Opernsinfonie in der ersten Hälfte des 18. Jahrhunderts: N. Porpora — L. Vinci — G. B. Pergolesi — L. Leo — N. Jommelli. Tutzing: Schneider, 1971. 623 S. (Münchner Veröffentlichungen zur Musikgeschichte. Bd. 19).

81. Herrmann-Bengen I. Tempobezeichnungen: Ursprung; Wandel im 17. und 18. Jahrhunderts. Tutzing: Schneider, 1959. 210 S. (Münchner Veröffentlichungen zur Musikgeschichte. Bd. 1).

82. Hummel J. N. Ausführliche theoretisch-practische Anweisung zum Piano-Forte-Spiel. 2. Aufl. Wien: T. Haslinger, [1828]. XII, 468 S.

83. Kerst E. Die Erinnerungen an Beethoven / hrsg. von E. Kerst. Bd 1. Stuttgart, 1913. 294 S.

84. Kirkpatrick R. Eighteenth-Century Metronomic Indications // Papers read by members of the American Musicological Society at the Annual meeting Washington, D. C. December 29th and 30th, 1938. [Washington], [1940]. P. 30–50.

85. Koch H. Chr. Musikalisches Lexicon, welches die theoretische und praktische Tonkunst encyclopädisch bearbeitet, alle alten und neuen Kunstwörter erklärt und die alten und neuen Instrumente beschrieben, enthält. Frankfurt am Main: A. Hermann d. J., 1802. XVI S., 1802 Sp., [3 S.].

86. Kolisch R. Tempo and Character in Beethoven’s Music / transl. by A. Mendel // The Musical Quarterly. Vol. 29. Nos. 2–3 (Apr., Jul., 1943). P. 169–187, 291–312.

87. Kolisch R. Tempo und Charakter in Beethovens Musik. München: Text + Kritik, 1992. 169 S. (Musik-Konzepte. Heft 76/77).

88. Kolisch R. Tempo and Character in Beethoven’s Music // The Musical Quarterly. Vol. 77. Nos. 1–2 (Spring, Summer, 1993). P. 90–131, 268–342.

89. Krones H. u. a. Interpretation in «Klassischen Tempo»? Reaktionen auf einem umstrittenen Artikel // Österreichische Musikzeitschrift. 1986. № 10. S. 489–505.

90. Laisé M. Une application de l’étude du pendule: La mesure du tempo dans les airs de mouvement français. Catalogue musical // Le mouvement en musique à l’époque baroque / sous la direction d’H. Lacombe. Metz: Serpenoise, 1996. P. 35–71.

91. Levin Th. Y. Integral Interpretation: Introductory Notes to Beethoven, Kolisch and the Question of the Metronome // The Musical Quarterly. Vol. 77. No 1 (Spring, 1993). P. 81–89.

92. Ludwig van Beethovens Konversationshefte / hrsg. von K.-H. Köler, G. Herre, G. Brosche u. a. Leipzig: Deutsche Verlag für Musik, 1993. Bd. 10: Hefte 114–127. 427 S.

93. Ludwig van Beethoven: Thematisch-bibliographisches Werkverzeichnis / bearb. von K. Dorfmüller, N. Gertsch und J. Ronge. Unter Mitarbeit von G. Haberkamp und dem Beethoven-Haus Bonn. Bd. 1: Werke mit Opuszahl: Opus 1–138. München: Henle, 2014. 69, 907 S.

94. Malloch W. Carl Czerny’s Metronome Marks for Haydn and Mozart Symphonies // Early Music. Vol. 16 (1988). No 1. P. 72–81.

95. Marty J.-P. The Tempo Indications of Mozart. New Haven; London: Yale University Press, 1988. XVI, 279, 112 p.

96. Mattheson J. Kern melodischer Wissenschaft. Hamburg: Christian Gerold, 1737. [18], 190 S.

97. Miehling K. Das Tempo in der Musik von Barock und Vorklassik: die Antwort der Quellen auf ein umstrittenes Thema. Wilhelmshaven: Noetzel, HeinrichshofenBücher, 1993. 528 S.

98. Mozart L. Versuch einer gründlichen Violinschule. Augsburg, 1756. [16], 264, [8] S.

99. Müller-Reuter Th. Lexikon der deutschen Konzertliteratur. Ein Ratgeber für Dirigenten, Konzertveranstalter, Musikschriftsteller und Musikfreunde. Nachtrag zu Band I. Leipzig: C. F. Kahnt, 1921. VIII, 238 S.

100. Noorduin M. Beethoven’s Tempo Indications. A thesis... Dr. of Philosophy. University Manchester, 2016. 321 p.

101. Nottebohm G. Metronomische Bezeichnungen // Nottebohm G. Beethoveniana. Aufsätze und Mitteilungen. Leipzig; Winterthur: J. Rieter-Biedermann, 1872. S. 126–137.

102. Nottebohm G. Metronomische Bezeichnung der ersten elf Streichquartette // Nottebohm G. Zweite Beethoveniana. Nachgelassene Aufsätze. Leipzig: Rieter-Biedermann, 1887. S. 519–521.

103. Quantz J. J. Versuch einer Anweisung, die Flöte traversière zu spielen; mit verschiedenen, zur Beförderung des guten Geschmackes in der praktischen Musik dienlichen Anmerkungen begleitet, und mit Exempeln erläutert. Berlin: J. F. Voß, 1752. 2te Aufl. Breslau: J. F. Korn d. ä., 1780. 334, [19], [1], [26] S.

104. Rien R. Beethovens Verhältnis zum Metronom / Eine Dokumentation von R. Rien // Beethoven: Das Problem der Interpretation. 2-te Aufl. München: Text + Kritik, 1985 (Musik-Konzepte / hrsg. von H.-K. Metzger u. R. Rien. Heft 8). S. 70–84.

105. Rien R. Beethovens originale, Czernys und Moscheles auf Erinnerung gegründete, Kolisch und Leibowitz durch Vergleiche der Charaktere erschlossene Metronomisierungen // Beethoven: Das Problem der Interpretation. 2-te Aufl. München: Text + Kritik, 1985 (Musik-Konzepte / hrsg. von H.-K. Metzger u. R. Rien. Heft 8). S. 85–96.

106. Rothschild F. Musical Performance in the Times of Mozart and Beethoven. London; New York: Adam & Ch. Black; Oxford University Press, 1961. IX, 122 p. (The Lost Tradition in Music. Part II).

107. Rousseau J. J. Dictionnaire de Musique. Paris: Duchesne, 1768. IX, 548 p.

108. Sachs C. Rhythm and Tempo. A Study in Music History. New York: W. W. Norton, 1953. 391 p.

109. Schenker H. Beethovens metronomische Bezeichnungen // Die Tonwille. 1923. Heft V. S. 52–54.

110. Schindler A. Biographie von Ludwig van Beethoven. Leipzig: Philipp Reclam, 1970. 680 S.

111. Schünemann G. Geschichte des Dirigierens. Leipzig: Breikopf & Härtel, 1913. 359 S. (Kleine Handbücher der Musikgeschichte nach Gattungen / h rsg. von H. Kretzschmar. Bd. X).

112. Schwandt E. L’Affilard on the French Court Dances // The Musical Quarterly. Vol. 60. No. 3 (Jul., 1974). P. 389–400.

113. Seifert H. Beethovens Metronomisierungen und die Praxis // Beiträge ’76–78. Beethoven-Kolloquium 1977. Dokumentation und Aufführungspraxis / hrsg. von der Österreichischen Gesellschaft für Musik. Kassel: Bärenreiter, 1978. S. 183–189.

114. Seifert H. Czernys und Moscheles’ Metronomisierungen von Beethovens Werken für Klavier // S tudien zur Musikwissenschaft 34. Tutzing: Schneider, 1984. S. 61–83.

115. Sondheimer R. Die Theorie der Sinfonie und die Beurteilung einzelner Sinfoniekomponisten bei den Musikschriftstellern des 18. Jahrhunderts. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1925. 99 S.

116. Stadlen P. Beethoven and the Metronome. I // Music & Letters. Vol. 48. No. 4 (Oct., 1967). P. 330–349.

117. Stadlen P. Beethoven und das Metronom // Beethoven: Das Problem der Interpretation. 2-te Aufl. München: Text + Kritik, 1985. S. 12–33. (Musik-Konzepte / hrsg. von H.-K. Metzger u. R. Rien. Heft 8).

118. Sulzer J. G. Allgemeine Theorie der Schönen Künste in einzeln, nach alphabetischer Ordnung der Kunstwörter auf einander folgenden, Artikeln abgehandelt. 2-te verbesserte Aufl. Leipzig: Weidmann, 1778. Tl. 1. XX, 391 S.

119. Talsma W. R. Wiedergeburt der Klassiker. Bd. 1: Anleitung zur Entmechanisierung der Musik. Innsbruck: Wort und Welt, 1980. 270 S.

120. Tempo // Riemann-Musiklexikon. Sachteil. Mainz: Schott, 1967. S. 944.

121. Thiémé Fr. Nouvelle théorie sur les différents mouvements des airs fondée sur la pratique de la musique moderne... Paris: Laurens, 1801. 72 p.

122. Türk D. G. Klavierschule, oder Anweisung zum Klavierspielen für Lehrer und Lernende, mit kritischen Anmerkungen. Leipzig; Halle: Auf Kosten des Verfassers, 1789. [VIII], 408, [12], 15 S.

123. Wegeler F G., Ries F. Biographische Notizen über Ludwig van Beethoven. Coblenz: Bädeker, 1838. 167 S.

124. Wehmeyer G. Interpretation in «Klassischen» Tempo // Österreichische Musikzeitschrift. 1985. Nr. 7–8. S. 369–376.

125. Wehmeyer G. Prestißißimo. Die Wiederentdeckung der Langsamkeit in der Musik. Reinbeck bei Hamburg: Rowohlt, 1993. 175 S.

126. Wolf G. Fr. Kurzgefasstes musikalisches Lexikon. Halle: J. Chr. Hendel, 1787. XIV, 192 S.