Размышляя о путях музыкального образования в России: сольфеджио нового тысячелетия — первые итоги и новые возможности

Аннотация

Статья посвящена вопросам развития профессионального музыкального слуха в контексте потребностей современной музыкальной практики, образования и социокультурных вызовов нового века. Предлагаются авторские методические пути повышения эффективности музыкально-слухового воспитания — через динамическое сочетание традиций и новаций в мелодическом, гармоническом и ритмическом воспитании слуха. Особое внимание уделяется новым аспектам развития музыкального слуха, таким как формирование адаптивных свойств психики музыканта через развитие чувства синестезии. Показаны разнообразные возможности применения современных цифровых технологий для решения задач воспитания музыкального слуха.

Использованная литература

1. Карасева М. «Дополненная реальность» в работе педагога-музыканта // Научный вестник Московской консерватории. 2016. № 2. С. 140–183.

2. Карасева М. Методика обучения синестезийному слышанию на сольфеджио // Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 4. С. 174–185.

3. Карасева М. Современное сольфеджио: учебник для средних и высших учебных музыкальных заведений: в 3 ч. М.: НТЦ «Консерватория», 1996. 104, 72, 124 с.

4. Карасева М. Сольфеджио — психотехника развития музыкального слуха. М.: Московская консерватория, 1999. 371 c.; 2‑е изд. М.: Композитор, 2002. 374 с.; 3‑е изд. М.: Композитор, 2009. 360 с.

5. Карасева М. Этническое сольфеджио цифрового века. Журнал Общества теории музыки. 2017. №4 (20). С. 61–83.

6. Карасева М. Японское сольфеджио. Искусство мелодической интонации». О новых возможностях междисциплинарного подхода к учебному пособию // Японский язык в вузе: актуальные проблемы преподавания / Под общей редакцией Л. Т. Нечаевой. Вып. 5. М. Ключ-С, 2011. С. 38–52.

7. Карасева М. Японское сольфеджио. Искусство мелодической интонации. 444 упражнения по интонированию японских фраз: в двух частях. М.: Композитор, 2008. 124 с.

8. Прокудина К. «Либо играй в Большом зале Консерватории, либо умри». Интервью с Е. Калачиковой. URL: https://special.theoryandpractice.ru/ekaterina-kalachikovainterview (дата обращения 25.08.2019).

9. Andrianopoulou M. Aural Education: Reconceptualising Ear Training in Higher Music Learning. New York: Routledge, 2019. 248 р.

10. Cleland K. D., Dobrea-Grindahl M. Developing Musicianship Through Aural Skills: A Holistic Approach to Sight Singing and Ear Training. New York: Routledge, 2010. 592 р.

11. Karpinski G. S. Aural Skills Acquisition: The Development of Listening, Reading, and Performing Skills in College-Level Musicians. New York: Oxford University Press, 2000. 272 р.