Джаз в творчестве Б.А.Циммермана: полистилистика или утопия свободы?

Аннотация

Статья суммирует сведения об использовании джазовой музыки в творчестве Б. А. Циммермана и выявляет причины интереса композитора к этому феномену. В широком контексте рассматривается история взаимоотношений Циммермана с джазом, начиная от первых опытов в сфере развлекательной музыки и заканчивая масштабными проектами с профессиональным фриджазовым коллективом — «Квинтетом Манфреда Шоофа». Анализ ряда сочинений позволяет классифицировать джазовые идиомы у Циммермана, определить характерный для их появления смысловой контекст. Использование элементов джаза представлено в связи с идеей «плюралистического метода» Циммермана (родственного полистилистике), но при этом констатируется особое положение джазовой музыки в мировоззрении и художественной практике композитора. И в своих текстах о музыке, и в собственно музыкальных произведениях (традиционно содержащих многочисленные литературные аллюзии) Циммерман мыслил джазовую импровизацию как одно из ярчайших проявлений «свободы» в современном искусстве. Импровизация джазовых музыкантов, преодолевая детерминизм композиционных структур, часто становится знаком свободного выбора человека, в том числе, его свободы уйти из жизни — поступка, который в сочинениях последних лет жизни Циммермана воспринимается как единственное подлинное проявление свободы.

Использованная литература

1. Зенкин К. В. Культура в пространстве музыки // К. А. Жабинский, К. В. Зенкин. Музыка в пространстве культуры. Избранные статьи. Вып. 2. Ростов-на-Дону: [б. и.], 2003. С. 37–102.

2. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Сост., предисл., примеч. А. М. Руткевича; пер. с франц. И. Я. Волевича, Ю. М. Денисова, А. М. Руткевича, Ю. Н. Стефанова. М.: Политиздат, 1990. 415 с. (Мыслители XX века)

3. Пантиелев Г. Бернд Алоиз Циммерман // ХХ век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. Вып. 1 / Под ред. М. Арановского и А. Баевой. М.: Музыка, 1995. С. 58–80.

4. Паунд Э. Cantos / пер. с англ. В. Кучерявкина // Митин журнал. Вып. 52 (1995). С. 127–144. URL: http://www.vavilon.ru/metatext/mj52/pound.html (дата обращения: 18.02.11)

5. Ухов Д. Аналогии и ассоциации. (К проблеме «джаз и европейская музыкальная традиция») // Советский джаз: Проблемы. События. Мастера / Сост. и ред. А. Медведев, О. Медведева. М.: Советский композитор, 1987. С. 114–142.

6. Леммле П. Элиас Канетти: текст передачи журнала «Галерея» радиостанции «Немецкая волна» от 06.05.2002. URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0,,514682,00.html (дата обращения: 18.02.11).

7. Ebbeke K. Die Sprachfindung: Studien zum Spätwerk Bernd Alois Zimmermanns. Mainz: Schott, 1986. 140 S.

8. Ebbeke K. Eigene Gedankwelt. Der Musikkritiker Bernd Alois Zimmermann // MusikTexte. Zeitschrift für neue Musik. H. 24 (1988, April). S. 16–27.

9. Globokar V. In den Strudeln des Jazz und der Neuen Musik // Neue Zeitschrift für Musik. Jg. 154 (1993). H. 5. S. 8–13.

10. Hiekel J. P. Bernd Alois Zimmermanns «Requiem für einen jungen Dichter». Stuttgart: Franz Steiner, 1995. 440 S. (Beihefte zum Archiv für Musikwissenschaft, Bd. 36).

11. Korte O. Die Ekklesiastische Aktion von Bernd Alois Zimmermann: Untersuchungen zu einer Poetik des Scheiterns. Berlin: Studio, 2003. 206 S. (Berliner Musik Studien, Bd. 29)

12. Lothwesen K. Strategien einer Synthese. Anmerkungen zum Jazzverständnis der Neuen Musik // Populäre Musik im kulturwissenschaftlichen Diskurs II / hrsg. von Th. Phleps. Karben: CODA, 2001. S. 137–157. (Beiträge zur Popularmusikforschung, Bd. 27/28)

13. Lothwesen K. Alexander von Schlippenbach und Bernd Alois Zimmermann // K. Lothwesen. Klang — Struktur — Konzept. Die Bedeutung der Neuen Musik für Free Jazz und Improvisationsmusik. Bielefeld: transcript, 2009. S. 153–164. (Studien zur Popularmusik, hrsg. von Th. Phleps und H. Rösing).

14. Schwab H. Zur Rezeption des Jazz in der komponierten Musik // Dansk Årbog for Musikforskning X (1979). S. 127–178.

15. Zimmermann B. Intervall und Zeit. Aufsätze und Schriften zum Werk / hrsg. von Chr. Bitter. Mainz: B. Schott’s Söhne, 1974. 156 S.