«Весна священная», опыт неслышания: теория Шёнберга, запись Лейбовица

Аннотация

Пятидесятилетие «Весны священной» было отмечено записью Королевского фи­лармонического оркестра под управлением Рене Лейбовица. Эта трактовка весь­ма интересна, ибо Лейбовиц был глубоко преданным шёнбергианцем. Убежденный приверженец взглядов Шёнберга на музыкальное исполнительство, как они были сформулированы учеником и шурином композитора Рудольфом Колишем, Лейбо­виц попытался применить австро-немецкие музыкальные принципы к русской му­зыке Стравинского.

В начале статьи приводятся документальные свидетельства об отношении Шёнбер­га к ранним сочинениям Стравинского, к их эстетическим и композиционным прин­ципам, которыми он восхищался и которые одновременно критиковал. Лейбовиц во многом разделял мнения Шёнберга о музыке Стравинского, и они определили его трактовку «Весны». Следуя исполнительской практике Колиша, Лейбовиц очевид­но интерпретировал «Весну» с шёнбергианских аналитических позиций. Я предла­гаю подобный анализ Вступления к I части балета в качестве примера проникновения как в смысл пьесы так и в прочтение Лейбовица. Важно то, что этот анализ учитыва­ет не только отсутствие в «Весне» развивающей вариации, о чем Шёнберг наверня­ка сожалел, но и структурирующую роль оркестровки Стравинского, о которой он всегда был самого высокого мнения.

Перевод с английского Татьяны Верещагиной
под редакцией Константина Рычкова и Марины Насоновой

Использованная литература

1. Allende-Blin J. (Hrsg.) Erich Itor Kahn. München: Edition Text + Kritik im Richard Boorberg, 1994. 111 S. (Musik-Konzepte. H. 85).

2. Babbitt M. Erich Itor Kahn, un grand représentant de la musique contemporaine by René Leibowitz, Konrad Wolff // Notes: Journal of the Music Library Association. Vol. 16. No. 3 (June, 1959). P. 399.

3. Brand J., Hailey Ch., Harris D. (eds. and transl.). The Berg-Schoenberg Correspondence. Selected Letters. N. Y.: W. W. Norton, 1987. XVIII, 497 p.

4. Casella A. Tone Problems of Today // The Musical Quarterly. Vol. 10. No. 2 (April, 1924). P. 159–171.

5. Craft R. Assisting Stravinsky // The Atlantic Monthly. Vol. 250. No. 6 (December, 1982). P. 64–74.

6. Creitz L. Rudolf Kolisch — Master Musician // Die Lehre von der musikalischen Aufführung in der Wiener Schule / Hrsg. von M. Grassl und R. Kapp. Wien: Böhlau, 2002. S. 161–172.

7. Evans J. Stravinsky’s Music in Hitler’s Germany // Journal of the American Musicological Society. Vol. 56. No. 3 (Fall, 2003). P. 525–594.

8. Freund M. Marya Freund to Arnold Schoenberg. A Letter from June 23rd, 1923 / The Arnold Schoenberg Collection, Library of Congress, Washington, DC.

9. Freund M. 22 September 1922. Marya Freund to Arnold Schoenberg. A Letter from September 22nd, 1922 / The Arnold Schoenberg Center, Library of Congress, Washington, DC.

10. Hill P. Stravinsky: The Rite of Spring. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2000. X, 170 p. (Cambridge Music Handbooks).

11. Howell Ch. Review of Jacques Offenbach, La Belle Hélène, Paris Philharmonic Chorus and Orchestra, René Leibowitz (conductor) // MusicWeb International, 3 June 2003. URL: http://www.musicweb-international.com/classrev/2003/Jun03/
OffenbachHeleneLeibowitz.htm
(дата обращения: 02.12.2013).

12. Kahn F. Generation in Turmoil. With an introduction by Joseph Machlis. Great Neck, N. Y.: Channel Press, 1960. 224 p.

13. Kapp R. Shades of the Double’s Original: René Leibowitz’s Dispute with Boulez // Tempo. No. 165: Emigres and ‘Internal Exiles’ (June, 1988). P. 2–16.

14. Kolisch R. Tempo and Character in Beethoven’s Music. Parts I–II // The Musical Quarterly. Vol. 29. No. 2–3 (April, July 1943) P. 169–87; 291–312.

15. Kolisch R. Musical Performance: The Realization of Musical Meaning (1939) // Musiktheorie — Zeitschrift für Musikwissenschaft. Jg. 24 (2009). H. 3: Rudolf Kolisch in Amerika — Aufsätze und Dokumente / Hrsg. von A. Schreffler und D. Trippett. S. 201–207.

16. Kolisch R. The String Quartets of Beethoven // Musiktheorie — Zeitschrift für Musikwissenschaft. Jg. 24 (2009). H. 3: Rudolf Kolisch in Amerika — Aufsätze und Dokumente / Hrsg. von A. Schreffler und D. Trippett. S. 219–221.

17. Krones H. (Hrsg.) Arnold Schönberg in seinen Schriften. Verzeichnis — Fragen — Editorisches. Wien: Böhlau, 2011. 620 S. (Schriften des Wissenschaftszentrums Arnold Schönberg. Bd. 3).

18. Langlie W. Class notes, 14–16 February, 1944 / Arnold Schönberg Center, Wien.

19. Leibowitz R. Music Chronicle: Two Composers: Schönberg and Stravinsky: A Letter from Hollywood. The Partisan Review. Vol. 15. No. 3 (March, 1948). P. 361–365.

20. Leibowitz R. Schoenberg and His School: The Contemporary Stage in the Language of Music / Transl. by D. Newlin. N. Y.: The Philosophical Library, 1949. 305 p.

21. Leibowitz R. Traité de la composition avec douze sons. Typescript (1950) / Arnold Schönberg Center, Wien.

22. Leibowitz R. Treatise on Composition with Twelve Tones / Transl. by N. François. Typescript (1950) / Arnold Schönberg Center, Wien.

23. Leibowitz R. The Musician’s Commitment // The Kenyon Review. Vol. 11. No. 4 (Autumn, 1949). P. 675–684.

24. Leibowitz R., Wolff K. Erich Itor Kahn. Un grand représentant de la musique contemporaine. P.: Éditions Buchet/Chastel, Corrêa, 1958. 182 p.

25. Leibowitz R., Maguire J. Thinking for Orchestra: Practical Exercises in Orchestration. N. Y.: G. Schirmer, 1960. 240 p.

26. Lipscomb J. Customer Review: Leibowitz’s Rite & Danon’s Petrouchka (16 May 2005) URL: http://www.amazon.com/review/R3ILSO0HLCRKU2 (дата обращения: 30.07.2013).

27. Maguire J. Rene Leibowitz // Tempo. No. 131 (December, 1979). P. 6–10.

28. Medicis F. Darius Milhaud and the Debate on Polytonality in the French Press of the 1920s // Music & Letters. Vol. 86. No. 4 (November, 2005). P. 573–591.

29. Meibach J. K. Schoenberg’s Society for Private Musical Performances, Vienna 1918 –1922: A Documentary Study. Ph. D. University of Pittsburgh, 1984. 320 p.

30. Meine S. Ein Zwölftöner in Paris: Studien zu Biographie und Wirkung von René Leibowitz (1913–1972). Augsburg: Wissner, 2000. 287 S. (Publikationen der Hochschule für Musik und Theater Hannover, Bd. 10).

31. Messing S. Neoclassicism in Music: From the Genesis of the Concept through the Schoenberg/Stravinsky Polemic. Rochester, N. Y.: University of Rochester Press, 1988. XVI, 215 p.

32. Milhaud D. Polytonality and Atonality // Pro-Musica Quarterly. Vol. 2. No. 4 (October, 1924). P. 11–24.

33. Milhaud D. The Evolution of Modern Music in Paris and Vienna // The North American Review. Vol. 217. No. 809 (April, 1923). P. 544–554.

34. Moldenhauer H., Moldenhauer R. Anton von Webern: A Chronicle of His Life and Work. N. Y.: Alfred A. Knopf, 1979. 803 p.

35. Mussat M.-C. La réception de Schönberg en France // Revue de Musicologie. T. 87. No. 1 (2001). P. 145–186.

36. Ogdon W. An Unpublished Treatise of René Leibowitz // Journal of the Arnold Schoenberg Institute. Vol. 2. No. 1 (October, 1977). P. 34–41. 

37. Ogdon W. Series and Structure: An Investigation into the Purpose of the Twelve-Tone Row in Selected Works of Schoenberg, Webern, Krenek, and Leibowitz. Ph. D. Indiana University at Bloomington, 1955. 329 p.

38. Quittard H. Société des Grandes Auditions Musicales // Le Figaro. 174 (1913, 23 June). P. 7.

39. Satz D. Rudolf Kolisch in Boston // Die Lehre von der musikalischen Aufführung in der Wiener Schule / Hrsg. von M Grassl und R. Kapp. Wien: Böhlau, 2002. S. 191–208.

40. Schoenberg A. 13 May 1922. Ostinato: Unpublished manuscript, typescript / Arnold Schönberg Center, Wien. T34.05.

41. Schoenberg A. 21 April 1923. Polytonalists: Unpublished manuscript, typescript / Arnold Schönberg Center, Wien. T34.07.

42. Schoenberg A. 12 December 1924. Polytonality and Me: Unpublished manuscript / Arnold Schönberg Center, Wien, typescript. T04.11.

43. Schoenberg A. 194–? What is musicianship? Unpublished manuscript / Arnold Schönberg Center, Wien. T78.10.

44. Schoenberg A. 2 December 1943. Arnold Schoenberg to Rudolf Kolisch / The Rudolf Kolisch Collection, Houghton Library, Harvard University, Boston.

45. Schoenberg A. 1949. Materials for Orchestration: Unpublished manuscript / Arnold Schönberg Center, Wien, typescript. T68.12_17.

46. Schoenberg A. 1965. Arnold Schoenberg Letters / Ed. by E. Stein, transl. by E. Wilkins and E. Kaiser. N. Y.: St. Martin’s Press. 309 p.

47. Schoenberg A. Zusammenhang, Kontrapunkt, Instrumentation, Formenlehre / Coherence, Counterpoint, Instrumentation, Instruction in Form / Ed. by S. Neff, transl. by Ch. M. Cross and S. Neff. Lincoln: University of Nebraska Press, 1994. 135 p.

48. Schoenberg A. Style and Idea: Selected Writings of Arnold Schoenberg. With a new foreward by Joseph Auner / Ed. by L. Stein, transl. by L. Black. 60th Anniversary Edition. Berkeley: University of California Press, 2012. 559 p.

49. Schoenberg A. The Musical Idea and the Logic, Technique, and Art of Its Presentation / Ed. and transl. by P. Carpenter and S. Neff. N. Y.: Columbia University Press, 1995. 462 p.

50. Schoenberg A. Theory of Harmony / With a new foreward by W. Frisch / Transl. by Roy E. Carter. 60th Anniversary Edition. Berkeley: University of California Press, 2011. 440 p.

51. Stein L. Schoenberg and «Kleine Modernsky» // Confronting Stravinsky: Man, Musician, Modernist / Ed. by J. Pasler. Berkeley: University of California Press, 1986. P. 310–324.

52. Steuermann C. Orchestration Class notes, 1944, 14/18 February / The Clara Steuermann Satellite Collection. Arnold Schönberg Center, Wien.

53. Steuermann E. A Not Quite Innocent Bystander: The Writings of Eduard Steuermann. Edited by Clara Steuermann, David Porter, and Gunther Schuller / Transl. by R. Cantwell and Ch. Messner. London and Lincoln: University of Nebraska Press, 1989. 264 p.

54. Stravinsky I. 27 May 1919: Igor Stravinsky to Arnold Schoenberg / The Arnold
Schoenberg Collection. Washington, DC: Library of Congress.

55. Stravinsky I. Stravinsky in Pictures and Documents / Ed. by V. Stravinsky and R. Craft. L.: Hutchinson, 1979. 688 p.

56. Stuckenschmidt H. H. Arnold Schoenberg: His Life, World, and Work / Transl. by H. Searle. N. Y.: Schirmer Books, 1977. XIV, 581 p.

57. Taruskin R. Defining Russia Musically: Historical and Hermeneutical Essays. Princeton: Princeton University Press, 1997. 561 p.

58. Tenner H. Alma Mahler — Arnold Schönberg. «Ich möchte so lange leben, als ich Ihnen dankbar sein kann»: Der Briefwechsel. Wien: Residenz Verlag, 2012. 301 S.

59. Van den Toorn P. The Music of Igor Stravinsky. New Haven: Yale University Press. 1983. 512 p.

60. Wieland R. 2002. Gespräch mit Claude Helffer. Die Lehre von der musikalischen Aufführung in der Wiener Schule / Hrsg. von M. Grassl and R. Kapp. Wien: Böhlau, 2002. S. 267–274.