В статье раскрывается ряд стилевых особенностей фортепианного исполнительского искусства в России конца XIX — первой четверти XX века, когда новые идеи звукоор- ганизации и, соответственно, новая исполнительская поэтика раннего музыкального авангарда позиционируют себя как яркая альтернатива псевдоромантическому (академическому) пианизму. На примерах Сарказмов и Токкаты С. Прокофьева, Первой фортепианной сонаты Д. Шостаковича, других сочинений эпохи «новой деловитости» даны характеристики исполнительского «футуризма» 1920-х годов, родственного характерным тенденциям в других авангардных артпрактиках: в живописи В. Татлина и А. Родченко, в кинематографе С. Эйзенштейна и Д. Вертова, в поэзии А. Крученых и В. Хлебникова. Анализ авторских интерпретаций Прокофьева и Шостаковича разных лет приводит к гипотезе о современном исполнительском интеллектуализме, истоки которого в авангардных «антиромантических» десятилетиях XX века.
1. Асафьев Б. Прокофьев — пианист // Б. Асафьев. Критические статьи, очерки и рецензии. Из наследия конца десятых — начала тридцатых годов / предисл. М. С. Друскина; сост. и коммент. И. В. Беленького. М.—Л.: Музыка, 1967.С. 259–262.
2. Бертенсон Н. Анна Николаевна Есипова. Л.: Музгиз, 1960. 152 с.
3. Богданов-Березовский В. М. Дороги искусства. Л.: Музыка, 1971. 280 с.
4. Бурлюк Д. Кубизм // Пощечина общественному вкусу. В защиту свободного искусства: Стихи, проза, статьи / Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, А. Крученых, В. Кандинский,Б. Лившиц, В. Маяковский, В. Хлебников. М.: Издание Г. Л. Кузьмина, [1912]. С. 95–101.
5. Глебов Игорь [Асафьев Б. B.] От «новой музыки» к новому музы кальному мировоззрению // Пять лет новой музыки: статьи и материалы: сборник. Вып. 1 / Ленингр. ассоц. современ. музыки; ред. И. Глебов, С. Гинзбург. Л.: Тритон, 1926–1927. С. 20–27.
6. Дельсон В. Ю. Фортепианное творчество Д. Д. Шостаковича. М.: Советский композитор, 1971. 247 с.
7. Зелинский К., Чичерин А., Сельвинский Э.-К. Мена всех. Конструктивисты поэты. М.: 1-я Образцовая типография Госиздата, 1924. 83 с.
8. Каменский В. Путь энтузиаста. Автобиографическая книга // В. В. Каменский. Сочинения. М.: Книга. 1990. С. 385–525.
9. Коган Г. М. Техника и стиль в игре на фортепиано // Г. Коган. Вопросы пианизма. Избранные статьи. М.: Советский композитор, 1968. С. 47–67.
10. Коган Г. М. Из истории пианизма // Г. Коган. Вопросы пианизма. Избранные статьи. М.: Советский композитор, 1968. С. 179–185.
11. Крученых А., Хлебников В. Слово как таковое // Литературные манифесты: От символизма до «Октября». Сост. Н. Л. Бродский и Н. П. Сидоров. М.: Аграф,2001. С. 137–140.
12. Мейерхольд В. В. Вступительное слово к концерту С. С. Прокофьева в Радиотеатре. 17 ноября 1929 года // Статьи, письма, речи, беседы: в 2-х т. Т. II. М.: Искусство,1968. С. 495–496.
13. Могучий талант могучего времени // Советская музыка. 1966. № 9. С. 4–11.
14. Мосолов А. В. Статьи и воспоминания / сост. Н. К. Мешко; общ. ред. И. А. Барсовой. М.: Советский композитор, 1986. 218 с.
15. H. М. Рославец Н. А. // Современная музыка. 1924. № 2. С. 33–36.
16. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога: 4-е изд. М.: Музыка, 1982. 300 с.
17. Павел Николаевич Филонов. Живопись. Графика. Из собрания государственного Русского музея: каталог выставки. Л.: Аврора, 1988. 112 с.
18. Польдяева Е. Г. Послание Николая Обухова: Реконструкция биографии. М.: Русский путь, 2008. 292 с.
19. [Прокофьев C. C.] Последнее слово русской музыки / пер. с англ. В. Варунца // Прокофьев о Прокофьеве: Статьи и интервью / ред.-сост. В. Варунц. М.: Советский композитор, 1991. C. 27–30.
20. [Рославец Н.] Ник. А. Рославец о себе и своем творчестве // Современная музыка. 1924. № 5. С. 132–138.
21. Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. М.: Классика — XXI, 2000. 400 с.
22. Сабанеев Л. Скрябин: 2-е изд., перераб. автором. М.; Петроград: Госиздат, 1923. [VIII], 204 с.
23. Савшинский С. И. Л. В. Николаев. Пианист. Композитор. Педагог. Л.; М.: Государственное музы кальное издательство, 1950. 190 с.
24. Хентова С. М. Молодые годы Шостаковича. Книга первая. Л.: Советский композитор, 1975. 320 с.
25. Чинаев В. П. Пианизм Рахманинова: к вопросу о стилевой идентичности // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 2. С. 176–185.
26. Шкловский В. Искусство как прием // Шкловский В. Гамбургский счет. С. 55–65.
27. Шкловский В. О «Великом Металлисте» // Шкловский В. Гамбургский счет: Статьи — воспоминания — эссе (1914–1933). М.: Советский писатель, 1990. С. 80–81.