С фортепианными переложениями как неотъемлемой частью музыкальной культуры XIX века Чайковский был связан на протяжении всей жизни. Обширную часть наследия композитора составляют переложения для фортепиано в 2 и 4 руки его собственных сочинений и произведений других авторов. Но если последние перекладывались Чайковским преимущественно в силу различных внешних обстоятельств, то переложениям собственных сочинений композитор уделял всегда особое внимание. Круг музыкантов, пользовавшихся доверием композитора в этом отношении, был весьма невелик и с течением времени неуклонно сужался. Чайковский стремился перекладывать свои сочинения самостоятельно, несмотря на постоянные жалобы на несовершенство переложения как формы представления оркестрового произведения и различные трудности при его создании. Всего композитором переложены более сорока его собственных сочинений. Помимо определенного этапа в истории самих произведений, переложения становились также частью фортепианного наследия Чайковского. Композитор неизменно настаивал на творческом характере создания переложений. В качестве примеров работы Чайковского в предлагаемой статье подробно рассмотрены переложения трех оркестровых сюит для фортепиано в 4 руки.
1. Айнбиндер А. Г. Личная библиотека П. И. Чайковского как источник изучения его творческой биографии. Дисс. … канд. иск. М., 2010. 392 с.
2. Бетховен Людвиг ван. Письма: в 4 т. Т. I: 1787–1811 / сост. и комм. Н. Л. Фишмана и Л. В. Кириллиной; пер. с нем. Н. Л. Фишмана, Л. В. Кириллиной и Л. С. Товалевой. М.: Музыка, 2011. 616 с.
3. Бородин Б. Б. История фортепианной транскрипции: эволюция направлений, стилей и методов в контек сте художе ственной культуры: монография. М.: Дека-ВС, 2011. 508 с.
4. Вайдман П. Е. Творческий архив П. И. Чайковского. М.: Музыка, 1988. 176 с.
5. Иванчей Н. П. Фортепианная транскрипция в русской музы кальной культуре XIX века. Автореф. … канд. иск. Ростов-на-Дону, 2009. 32 с.
6. Из и стории Ленинградской консерватории: материалы и документы. 1862–1917 / сост. А. Л. Биркенгоф, С. М. Вильскер, П. А. Вульфиус, Г. Р. Фрейндлинг. Л.: Музыка, 1964. 328 с.
7. Кашкин Н. Д. Воспоминания о П. И. Чайковском. М.: Государственное музыкальное издательство, 1954. 226 с.
8. Комаров А. В. Новая атрибуция в фонде П. И. Чайковского // Музыкальное наследие в современном обществе: материалы международной научно-практической конференции / сост. Т. В. Гинзбург, науч. ред. С. В. Семиколенова. М., 2014. С. 16–22.
9. Комаров А. В. Даргомыжский и Чайковский. Биографические и творческие пересечения // Даргомыжский, Вагнер, Верди: великие современники: Сборник статей к 200-летнему юбилею композиторов / со ст. и отв. ред. Т. З. Сквирская. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2014. С. 56–70. (Петербургский музыкальный архив. Вып. 12).
10. Комаров А. В. Переложение балета «Спящая красавица» для фортепиано в 4 руки: Чайковский, Зилоти, Рахманинов // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 2 (17). С. 187–193.
11. Комаров А. В. Переложение балета «Спящая красавица» для фортепиано в 4 руки: Чайковский, Зилоти, Рахманинов // Рахманинов и XXI век. Прошлое и настоящее: сборник статей по материалам международной научной конференции / ред.-сост. И. А. Скворцова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2016. С. 178–186.
12. Комаров А. В. Фортепианные переложения Чайковским собственных сочинений. Проблемы текста // Чайковский и XXI век: диалоги во времени и пространстве: материалы международной научной конференции / ред.-сост. А. В. Комаров. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2017. С. 77–85.
13. Корабельникова Л. З., Вайдман П. Е. Вопросы тек стологии в музыкознании // Методологические проблемы музыкознания / ред. колл.: Д. В. Житомирский, И. В. Нестьев, Ю. И. Паисов, Н. Г. Шахназарова. М.: Музыка, 1987. С. 122–150.
14. Ларош Г. А. Избранные статьи: в 5 вып. Вып. 2: П. И. Чайковский / отв. ред. А. А. Гозенпуд. Л.: Музыка, 1975. 368 с.
15. Меркулов А. М. Чайковский — автор фортепианных обработок и некоторые концертные обработки для фортепиано музыки Чайковского // Музыка П. И. Чайковского. Вопросы интерпретации: Сб. науч. трудов Московской консерватории. М.: МГК, 1991. С. 115–144.
16. Отчет Русского музыкального общества в Москве за 1867–1868. М., 1869. 102 с.
17. Полоцкая Е. Е. П. И. Чайковский и становление композиторского образования в России. Дисс. … докт. иск. М., 2009. 435 с. + прил. (436–719 с.).
18. Раку М. Г. Вагнеровские контексты биографии П. И. Чайковского // Искусство музыки: теория и история. 2013. № 8. С. 47–70. [Электронный ресурс]. URL: http://imti.sias.ru/upload/iblock/131/raky.pdf (дата обращения: 29.04.2018).
19. Тематико-би блиографический указатель сочинений П. И. Чайковского / ред.-сост. П. Е. Вайдман, Л. З. Корабельникова, В. В. Рубцова. 2-е изд. М.: П. Юргенсон, 2006. LXXX, 1107 с.
20. Чайковский М. Жизнь Петра Ильича Чайковского. По документам, хранящимся в архиве имени покойного композитора в Клину: в 3 т. Т. I: 1840–1877. 2-е изд. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, 1903. 537 с.
21. Чайковский М. Жизнь Петра Ильича Чайковского. По документам, хранящимся в архиве имени покойного композитора в Клину: в 3 т. Т. III: 1885–1893. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, 1902. 688 с.
22. Чайковский П. И. Дневники. 1873–1891 / ред. Ип. И. Чайковский. М.; Пг.: Музсектор Госиздата, 1923. 296 с.
23. Чайковский П. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка: в 17 т. Т. V: Письма 1848–1875 / подгот. Е. Д. Гершовским, К. Ю. Давыдовой и Л. З. Корабельниковой. М.: Государственное музыкальное издательство, 1959. XI, 518 с.
24. Чайковский П. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка: в 17 т. Т. VII: Письма 1878 / подгот. Е. Д. Гершовским и И. Г. Соколинской. М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. 644 с.
25. Чайковский П. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка: в 17 т. Т. XII: Письма 1883–1884 / подгот. Л. В. Музылевой и С. С. Муравич. М.: Музыка, 1970. 595 с.
26. Чайковский П. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. XIII: Письма 1885–1886 / подгот. Н. А. Викторовой и И. С. Поляковой. М.: Музыка, 1971. 636 с.
27. Чайковский П. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка: в 17 т. Т. XV–Б: Письма 1890 года / подгот. К. Ю. Давыдовой и Г. И. Лабутиной. М.: Музыка, 1977. 384 с.
28. Чайковский П. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка: в 17 т. Т. XVI–А: Письма 1891 / подгот. Е. В. Котоминым, С. С. Котоминой и Н. Н. Синьковской. М.: Музыка, 1978. 376 с.
29. Чайковский П. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка: в 17 т. Т. XVI–Б: Письма 1892 / подгот. Е. В. Котоминым, С. С. Котоминой и Н. Н. Синьковской. М.: Музыка, 1979. 279 с.
30. Чайковский П. И., Мекк Н. Ф. фон. Переписка: в 4 т. / сост., науч.-текстол. ред., коммент. П. Е. Вайдман. Т. I: 1876–1877. Челябинск: MPI, 2007. 704 с.
31. Чайковский П. И., Мекк Н. Ф. фон. Переписка: в 4 т. / сост., науч.-текстол. ред., коммент. П. Е. Вайдман. Т. II: 1878. Челябинск: MPI, 2010. 624 с.
32. Чайковский П. И., Мекк Н. Ф. фон. Переписка: в 4 т. / сост., науч.-текстол. ред., коммент. П. Е. Вайдман. Т. III: 1879–1881. Челябинск: MPI, 2010. 782 с.
33. Чайковский П. И., Юргенсон П. И. Переписка: в 2 т. Т. I: 1866–1885 / сост. и науч. ред. П. Е. Вайдман. М.: П. Юргенсон, 2011. 688 с.
34. Чайковский П. И., Юргенсон П. И. Переписка: в 2 т. Т. II: 1886–1893 / сост. и науч. ред. П. Е. Вайдман. М.: П. Юргенсон, 2013. 664 с.
35. Musikalisch-literarischer Monatsbericht über neue Musikalien, musikalische Schriften und Abbildungen. Leipzig: Verlag von Friedrich Hofmeister. Februar 1867. 28 S.