В начале XXI века вопросы композиторского мышления и композиторской практики еще более актуальны, чем 100 лет назад, в момент возникновения «новой музыки». В статье описываются три связанные с ними проблемы и возможные стратегии их решения.
Первая — социологическая, исходит из того, что структуры создания и исполнения музыки, сложившиеся в XIX веке, не подходят для современной музыки. Вторая связана с вопросом музыкального синтаксиса и смысловых коннотаций композиции, поскольку ни новый синтаксический порядок музыкальных структур, ни поиск опоры в семантике не могут решить актуальные проблемы композиции. Третья и самая важная заключается в том, что музыкальное произведение, как и любое другое произведение искусства, находится сегодня в ситуации, которая характеризуется хаотическим смешением реальности и симуляции (или, что еще хуже, замещением первой посредством второй) и преобладанием иронии, разрушающей не только коммуникацию, но и саму его возможность.
В первой части говорится о том, что «на перепутье композиторской мысли», следуя Павлу Флоренскому, новые формы представления не заполняют собой пропасть между современной музыкой и публикой, которая все больше и больше отдаляется даже от «классической музыки» — но при этом музыка в широкой аудитории нуждается. Во второй показано, что синтаксис, основанный на парадигме западноевропейской музыки (музыка — это констелляция «нот»), пришел к своему концу после того, как противопоставление строгого сериального синтаксиса и результатов случайных операций утратило смысл: звуковой результат очень схож. Таким образом, эта парадигма должна быть, по меньшей мере, понята расширительно или даже замещена другой. В последней части автор рассуждает о том, может ли искусство наших дней избежать атаки симуляции на реальность в условиях, когда слово, изображения и звуки инфицированы иронией. В итоге складывается впечатление, что нет такой инструкции, которую можно было бы охарактеризовать как стратегию композиторского мышления и композиторской практики для решения этих проблем. Единственное, что можно сказать с уверенностью, — то, что на перепутье композиторской мысли каждый композитор должен принять собственное решение и что впоследствии он (или она) будет нести ответственность за это решение, которое определит его творчество и его музыку.
1. Арванитис И. Византийская нотация // Православная энциклопедия: в 58 т. Т. 8. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2004. С. 360–376.
2. Бахтин М. М. Из записей 1970–1971 годов // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. С. 336–360.
3. Бочихина О. Янис Ксенакис. Что значит мыслить знаком? На примере проекта «Политоп Монреаль» для звука, света и поверхностей. URL: http://olgabochihina.com/xenakis (дата обращения: 30.05.2021).
4. Ле Гофф Ж. Рождение Европы / пер. с франц. А. Поповой. СПб.: Alexandria, 2008. 186 с.
5. Лотман Ю. М. Культура и информация, культура и язык // Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы. Тарту, 1970. Вып. 1. С. 3–11.
6. Музиль Р. Человек без свойств: в 2 кн. / пер. с нем. С. Апта; авт. предисл. Д. Затонский. М.: Ладомир, 1994. 751, 499 с.
7. Платон. Законы // Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 4. / под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. А. Н. Егунова. М.: Мысль, 1994. С. 97–493. (Философское наследие, Т. 121).
8. Платон. Государство // Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 1 / под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. А. Н. Егунова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко, 2007. С. 71–437.
9. Флоренский П. А. У водоразделов мысли: Черты конкретной метафизики. М.: АСТ, 2009. 346 с.
10. Флоренский П. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. М.: АСТ, 2004. 384 с.
11. Флоренский П. А. Предполагаемое государственное устройство в будущем: сб. арх. материалов и ст. / сост. игумен Андроник (А. С. Трубачев). М.: Городец, 2009. 205 с.
12. Флоренский П. А. Сочинения: в 4 т. Т. 4: Письма с Дальнего Востока и Соловков / сост. и общ. ред. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. М.: Мысль, 1998. 795 с. (Философское наследие, Т. 127).
13. Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств // Флоренский П. А. Сочинения: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1996. С. 370–382.
14. Шенталинский В. А. Русский Леонардо. Павел Флоренский // Рабы свободы: документальные повести. М.: Прогресс-Плеяда, 2009. С. 209–254.
15. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Эко У. Имя розы / пер. Е. Костюкович. М.: Книжная палата, 1989. С. 427–468.
16. Allende-Blin J. Der Sieg über die Sonne // Aleksandr Skrjabin und die Skrjabinisten / hrsg. von H.-Kl. Metzger und R. Riehn. München: Text + Kritik, 1984. S. 168–182. (Musik-Konzepte 37/38).
17. Badiou A. Saint Paul. La fondation de l’universalisme. Paris: Presses Universitaires de France, 2009. 128 р.
18. Gerlach O. Im Labyrinth des Oktoichos. Über die Rekonstruktion mittelalterlicher Improvisationspraktiken in liturgischer Musik. Berlin: Ison, 2009. 690 S.
19. Klee P., Regel G. Kunst-Lehre. Aufsätze, Vorträge, Rezensionen und Beiträge zur bildnerischen Formlehre. Leipzig: Reclam, 1987. 389 S.
20. Kofman S. Erstickte Worte. Wien: Passagen-Verl.; Böhlau,1988. 99 S.
21. Kraus K. Die letzten Tage der Menschheit. Tragödie in fünf Akten mit Vorspiel und Epilog / hrsg. von K. Krolop in Zusammenarbeit mit einem Lektorenkollektiv unter Leitung von D. Simon // Kraus K. Ausgewählte Werke. Bd. 5.1. Berlin: Volk
und Welt, 1978. 638 S.
22. Lévi-Strauss C. Mythos und Bedeutung: Fünf Radiovorträge. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1980. 283 S.
23. Migranten. Edmond Jabès, Luigi Nono, Massimo Cacciari / hrsg. von N. Röller. Berlin: Merve, 1995. 124 S. (Internationale Merve Diskurs, 194).
24. Schönbergs Verein für musikalische Privataufführungen / hrsg. von H.-Kl. Metzger und R. Riehn. München: Text + Kritik, 1984. 118 S. (Musik-Konzepte 36).
25. Nono L. L’erreur comme nécessité // Nono L. Écrits. Genève: OpenEdition Books, 2007. P. 495–497.
26. Ouaknin M.-A. Le Livre brûlé. Paris: Seuil, 1994. 448 p.
27. Peirce Ch. S. Écrits sur le signe. Paris: Points, 2017. 352 p.
28. Pyman A. Pavel Florensky: A Quiet Genius. The Tragic and Extraordinary Life of Russia’s Unknown Da Vinci. New York; London: Continuum, 2010. 304 p.
29. Rosenstock-Huessy E. Das Geheimnis der Universität. Stuttgart: Kohlhammer, 1958. 320 S.
30. Rosenzweig F. Das neue Denken. Einige nachträgliche Bemerkungen zum «Stern der Erlösung» // Zweistromland. Kleinere Schriften zu Glauben und Denken / hrsg. von R. und A. Mayer. Dordrecht; Boston; Lancaster: Martinus Nijhoff, 1984. S. 139–161.
31. Ullmann J. Λόγος ἄγραφος. Die Entdeckung des Tones in der Musik. Berlin: Kontextverlag, 2006. 640 S.
32. Ullmann J. Just another variation. ChAnGEs after 1988. Basel — Berlin, 2008. 33 S.
URL: https://www.jakob-ullmann.com/fileadmin/pdf/just_another_variation.pdf (дата обращения: 31.05.2021).
33. Xenakis I. Formalized Music. Thought and Mathematics in Music. Rev. edition. Stuyvesant, N. Y.: Pendragon, 1992. XIV, 387 p. (Harmonologia series, no. 6).