Статья посвящена вопросам развития профессионального музыкального слуха в отечественной традиции преподавания сольфеджио. Рассматривается специфика эволюции предмета, выявляются наиболее актуальные проблемы. Они рассматриваются в контексте общих тенденций музыкального восприятия и конкретных российских социокультурных условий. Исторический аспект показан на примерах преподавания сольфеджио в Московской консерватории. Предлагаются пути повышения эффективности музыкально-слухового воспитания — через динамическое сочетание традиций и новаций, а также нахождение новых аспектов взаимосвязи между общим и специальным музыкальным образованием.
1. Алексеев Б. К. К вопросу о методике записи музыкального диктанта // Воспитание музыкального слуха. Сб. статей. Вып. 2. Сост. А. П. Агажанов. М.: Музыка, 1985. С. 108–120.
2. Воспитание музыкального слуха: Cб. статей. Вып. 2. Сост. А. П. Агажанов. М.: Музыка, 1985. 120 с.
3. Группы по сольфеджио М. Карасевой. 2007–2010 г. URL: http://vkontakte.ru/club848466 (дата обращения: 14.02.10).
4. Казурова А. С. Обновление типовых учебных программ: реальность и перспективы // Проблемы и перспективы музыкального образования: Сб. статей. Сост. А. С. Казурова. Орел, 2001. С. 6–9.
5. Как преподавать сольфеджио в XXI веке. Сб. статей. Сост. О. Л. Берак, М. В. Карасева. М.: Классика-ХХI, 2006. 222 с.
6. Калмыков Б. В., Фридкин Г. А. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. М.: Музыка, 2007. 176 с.
7. Карасева М. В. Видеорепортаж с заседания кафедры теории музыки Московской консерватории, посвященного Н. М. Ладухину (выступление А. Н. Мясоедова). 2009. URL: http://www.youtube.com/user/MoscowConservatory#p/search/0/dakmkQLFPyE (дата обращения: 14.02.10).
8. Карасева М. В. К проблеме слухового освоения музыки ХХ века. Систематизация методик сольфеджио: дипл. раб.: в 2 т. М.: МГК, 1982. 267, 62 с.
9. Карасева М. В. Музыка на два голоса. Двухголосные этюды для пения, игры и записи музыкального диктанта. Тембровые аудио-диктанты. М.: Композитор, 2005. 40 с. (Приложение: аудио компакт-диск).
10. Карасева М. В. Примерная программа дисциплины «Методика преподавания сольфеджио». Специальность 051400 «Музыковедение». М.: УМО по музыкальному образованию, 2001. 24 с.
11. Карасева М. В. Программы дисциплины сольфеджио. Специальности: 051100 «Дирижирование», 051200 «Композиция», 051400 «Музыковедение». М.: УМО по музыкальному образованию, 2003. 28 с.
12. Карасева М. В. Проект Примерной программы по сольфеджио по специальности «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» (курс для бакалавров). Рукопись. М., 2009. 4 с.
13 .Карасева М. В. Современное сольфеджио. Учебник для средних и высших учебных музыкальных заведений: в 3 ч. М.: НТЦ «Консерватория», 1996. 104, 72, 124 с.
14. Карасева М. В. Сольфеджио «мясное» и «рыбное» — специфика жанра // Мастер русской гармонии. К 80-летию А. Н. Мясоедова. М.: ПСТГУ, 2009. С. 279–298.
15. Карасева М. В. Сольфеджио — психотехника развития музыкального слуха. М.: Московская консерватория, 1999. 371 c.; 2-е изд. М.: Композитор, 2002. 374 с.; 3-е изд. М.: Композитор, 2009. 360 с.
16. Карасева М. В. Социологический опросник по восприятию классической музыки. URL: http://marinola.mylivepage.ru/vote/47?view_vote_results=do (дата обращения: 06.02.2010).
17. Карасева М. В. Тембровый диктант d-moll. 12.12.2009. 30-й класс Московской консерватории: Видеоролик. 2010. URL: http://www.youtube.com/user/marinola8#p/a/u/0/nRzkP4OMoJQ (дата обращения: 14.02.10).
18. Карасева М. В. Теоретические проблемы современного сольфеджио: дис. … канд. искусствоведения. М.: МГК, 1987. 223 с.
19. Карасева М. В. Шаги на снегу: метапрограммы новорусской культуры и их использование в музыкальном маркетинге // Профессионалы за сотрудничество. Сб. статей. Вып. 6. Гл. ред. М. П. Кизима. М.: МГУ, 2004. С. 197–228.
20. Карасева М. В. Ю. Н. Холопов у истоков создания «Современного сольфеджио» // Идеи Ю. Холопова в XXI веке. Сб. статей. Редактор-составитель Т. С. Кюрегян. М.: Музиздат, 2008. C. 345–364.
21. Карасева М. В. Японское сольфеджио — искусство мелодической интонации. М.: Композитор, 2008. 124 с. (Приложение: аудио компакт-диск).
22. Качалина Н. С. Сольфеджио. В 3 вып. Вып.1. Одноголосие. М.: Музыка, 1981. 112 с.
23. Качалина Н. С. Сольфеджио. В 3 вып. Вып. 2. Двухголосие и трехголосие. М.: Музыка, 1982. 120 с.
24. Качалина Н. С. Сольфеджио. В 3 вып. Вып. 3. Четырехголосие. М.: Музыка, 1983. 96 с.
25. Ладухин Н. М. 1000 примеров музыкального диктанта. М.: Музыка, 1990. 224 с.
26. Ладухин Н. М. Одноголосное сольфеджио. М.: Музыка, 2007. 32 с.
27. Логинова Л. Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. М.: МГК, 1998. 176 с.
28. Лотман Ю. М. Пушкин. Спб.: Искусство СПБ, 1995. 846 с.
29. Назайкинский Е. В. Настройка и настроение в музыке // Воспитание музыкального слуха. Сб. статей. Вып. 2. Сост. А. П. Агажанов. М.: Музыка, 1985. С. 6–40.
30. Островский А. Л. О преодолении ладовой инерции при восприятии и интонировании современной музыки // Вопросы методики воспитания слуха: сб. статей / отв. ред. А. Л. Островский. Л.: Музыка, 1967. С. 5–27.
31. Проблемы и перспективы музыкального образования: сб. статей / сост. А. С. Казурова. Орел: ОГИИК, 2001. 68 с.
32. Рычков К. Н. Компьютерные технологии в современном курсе сольфеджио. Реферат по предмету «Профессиональная и педагогическая подготовка». Рукопись. М.: МГК, 2008. 28 с.
33. Сольфеджио группы К. Зыбиной. URL: http://vkontakte.ru/club12019496 (дата обращения: 14.02.10).
34. Холопов Ю. Н. Как петь новую музыку XX века // Воспитание музыкального слуха. Сб. статей. Вып. 2. Сост. А. П. Агажанов. М.: Музыка, 1985. С. 59–85.
35. Холопов Ю. Н. Как да се пее новата музика на XX век. Опит да се демонстрира методиката на единогласието // Проблеми на образованието по изкуствата и культурата (София). 1984, № 2 (на болг. яз.). 154 с.
36. Contemporary Classical: [сайт]. URL: http://www.live365.com/stations/20classics (дата обращения: 14.02.10).