Искусство Клода Дебюсси и Одилона Редона в контексте «философии времени» Анри Бергсона

Аннотация

В статье предпринята попытка сопоставить модель мира, возникающую на страницах бергсоновских текстов, с моделями художественных миров К. Дебюсси и О. Редона. Именно эти мастера наиболее ярко воплотили черты нового мышления во французской музыке и изобразительном искусстве рубежа XIX–XX веков, как Бергсон — во французской философии того же периода. Основополагающие понятия бергсоновской философии — «жизненный порыв» (élan vital) и «чиcтая длительность» (la durée) — рассматриваются как ключ к пониманию особенностей искусства Дебюсси и Редона, что позволяет по-новому осмыслить категорию художественного времени, а также параметры формы и материала в творчестве названных мастеров.

Использованная литература

1. Ансерме Э. Язык Дебюсси // Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания / Пер. с фр. Е. Ф. Бронфин, Б. С. Урицкой; пред. Е. Бронфин; вступ. ст. К. Раппопорта. М.: Советский композитор, 1986. С. 127–140.

2. Бергсон  А. Длительность и  одновременность (по поводу теории Эйнштейна)  / Пер. А. А. Франковского. Пг.: Асаdemia, 1923. 154 с.

3. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // А. Бергсон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 1. М.: Московский Клуб, 1992. С. 50–156.

4. Бергсон А. Творческая эволюция / Пер. с фр. В. А. Флеровой. М.–Жуковский: Кучково поле, 2006. 380 с.

5. Блауберг И. Анри Бергсон. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 670 с.

6. Бобровский В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления: очерки / Отв. ред. и авт. предисл. Е. И. Чигарева. М.: КомКнига, 2008. 304 с.

7. Волошинов А. В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 2000. 399 с.

8. Дебюсси К. Избранные письма / Сост., пер., вступ. статья и комментарии А. С. Розанова. Л.: Музыка, 1986. 286 с.

9. Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы / Пер. с фр. и комментарии А. Бушен; ред. и вступ. ст. Ю. Кремлева. М.–Л.: Музыка, 1964. 279 с.

10. Денисов Э. О некоторых особенностях композиционной техники Клода Дебюсси // Э. Денисов. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники / Предисл. М. Тараканова. М.: Советский композитор, 1986. С. 90–111.

11. Зенкин К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1997. 415 с.

12. Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870–1900. М.: Изобразительное искусство, 1994. 272 с.

13. Лонг  М. За роялем с  Клодом Дебюсси, Габриэлем Форе, Морисом Равелем  / Пер. с фр. Ж. Грушанской. М.: Композитор, 2000. 288 с.

14. Лосский Н. О. Интуитивная философия Бергсона. Пг.: Учитель, 1922. 116 с.

15. Лукичева  К. Цвет безмолвия (Искусство Одилона Редона в  контексте теории и практики символизма) // Европейский символизм: сб. статей / Отв. ред. И. Е. Светлов. СПб.: Алетейя, 2006. С. 51–78.

16. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов / Под общ. ред. А. А. Губера и др.: в 7 т. Т. V. Кн. 1 / Под. ред. И. Л. Маца и Н. В. Яворской. М.: Искусство, 1968. 448 с.

17. Пайтген Х.-О., Рихтер П. Х. Красота фракталов. Образы комплексных динамических систем / Пер. с англ. П. В. Малышева, А. Г. Сивака, под ред. А. Н. Шарковского. М.: Мир, 1993. 175 с.

18. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: учебник. М.: Проспект, 2009. 279 с.

19. Чащина С. В. Концепция музыкальной длительности (на примере инструментального творчества Клода Дебюсси). Автореферат дисс. … канд. искусствоведения. СПб., 2000. 25 с.

20. Redon O. À soi-même. Journal. 1867–1915. Notes sur la vie, l’art et les artistes. P.: José Corti, 2000. 189 p