В статье представлен критический анализ ряда текстов Джона Кейджа, в частности высказываний о Кауэлле, Айвзе и Шёнберге. Рассматриваются способы конструирования Кейджем автобиографии: умолчание (в случае Кауэлла), гиперболизация (в случае Шёнберга). Выдвигаются предположения о причинах подобного конструирования. Подчеркивается необходимость критического пересмотра классических текстов Кейджа для изучения его биографии и творчества, а также истории американской музыки. Привлекаются результаты исследований М. Хикса, Л. Миллер, Д. Паттерсона. Впервые на русском языке цитируются диалоги Кейджа с Даниэлем Шарлем, а также переписка Кейджа с Паулиной Шиндлер и Адольфом Вайсом.
1. Кейдж Дж. Автобиографическое заявление / пер. с англ. М. Переверзевой; 45 минут для
чтеца / пер. с англ. М. Сапонова // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения / ред. Ю. Хо-
лопов, В. Ценова, М. Переверзева. М.: Научные труды Московской гос. консерватории,
2004. С. 15–34, 35–66.
2. Кейдж Дж. Автобиографическое заявление; История экспериментальной музыки в США;
Экспериментальная музыка: доктрина; Предшественники современной музыки; Будущее
музыки: credo; Токийская лекция / пер. с англ. Е. Дубинец // Е. Дубинец. Made in the USA.
Музыка — это все, что звучит вокруг. М.: Композитор, 2006. С. 335–374.
3. Кейдж Дж. Для птиц. Диалоги с Даниэлем Шарлем / пер. с франц. В. Линник. Машинопись.
4. Кейдж Дж. Лекция о нечто; Лекция о ничто; Как я препарировал рояль / пер. с англ.
А. Лаугина
// Г. Супонева. Проблемы нотации в музыке ХХ века. Н. Дроздецкая. Джон
Кейдж: творческий процесс как экология жизни. М.: Российская академия музыки им. Гне-
синых, 1993. С. 100–110.
5. Кейдж Дж. Лекция о ничто / пер. с англ. О. Манулкиной / О. Манулкина. От Айвза
до Адамса: американская музыка ХХ века. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2010.
С. 444–459.
6. Кейдж Дж. Предшественники современной музыки; Описание процесса сочинения «Му-
зыки перемен» и «Воображаемого пейзажа 4»; Описание процесса сочинения «Музыки
для фортепиано 21–52» / пер. с англ. М. Переверзевой // Композиторы о современной
композиции: хрестоматия / ред.-сост. Т. Кюрегян, В. Ценова. М.: НИЦ «Московская кон-
серватория», 2009. С. 33–50.
7. Кейдж Дж. Тишина. Лекции и статьи / пер. с англ. и коммент. Г. Дурново, В. Когана,
Е. Миллер, М. Переверзевой, М. Сапонова, И. Севериной, Д. Ухова, М. Фадеевой. Вологда:
Библиотека московского концептуализма Германа Титова, 2012. 384 с.
8. [Любимов А. Б.]. Из интервью Алексея Любимова // John Cage / Джон Кейдж: буклет к программе
музыкального фестиваля «Musicircus Джона Кейджа». 5–20 сентября 2012 года. М.:
Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 2012.
9. Переверзева М. Джон Кейдж: жизнь, творчество, эстетика. М.: Русаки, 2006. 336 с.
10. Тарускин Р. Стравинский. Загадка гения / пер. с англ. А. Смирновой // Музыкальная ака-
демия. 1992. № 4. С. 103–111.
11. Adams J. Hallelujah Junction. Composing an American Life. N. Y.: Farrar, Straus and Giroux,
2008. 340 p.
12. Cage J. Empty Words: Writings ‘73–’78. Middletown, Connecticut: Wesleyan University Press,
1979. 187 p.
13. Cage J. Silence: Lectures and Writings. Cambridge; Massachusetts; L.: M. I. T. Press, 1969. 276 p.
14. Cage J. A Year from Monday: New Lectures and Writings. Middletown, Connecticut: Wesleyan
University Press, 1967. 167 p.
15. Conversing with Cage / еd. by R. Kostelanetz. N. Y.: Limelight Editions, 1988. 299 p.
16. John Cage, Writer: selected texts / ed. and introduced by R. Kostelanetz. N. Y.: Cooper Square
Press, 1993. 284 p.
17. Feldman M. Darmstadt Lecture // М. Feldman. Essays / еd. by W. Zimmermann. Kerpen:
Beginner Press, 1985. P. 181–213.
18. Feldman M. Sound, Noise, Varèse, Boulez // Give My Regards to Eighth Street. Collected
Writings of Morton Feldman / ed. by B. H. Friedman. Cambridge, Massachusetts: Exact Change,
2000. P. 1–2.
19. Gann K. No such thing as silence: John Cage’s 4’33”. Yale University Press, 2010. 240 p.
20. Hicks M. John Cage’s Studies with Schoenberg // American Music. Vol. VIII. № 2 (Summer
1990). P. 125–140.
21. Letters: the brief love of John Cage for Pauline Schindler, 1934–35 / transcription and introduction
by M. Mary // ex tempore. Vol. VIII. Issue 1. Summer 1996. URL: http://www.ex-tempore.org/
ExTempore96/cage96.htm (дата обращения: 10.01.2013).
22. Miller L. E. Henry Cowell and John Cage: Intersections and Influences, 1933–1941 // Journal of
the American Musicological Society. Vol. LIX. № 1 (Spring 2006). P. 47–111.
23. Oja C. J. Making Music Modern. New York in the 1920’s. Oxford University Press, 2000. 493 p.
24. Patterson D. W. Words and Writings // The Cambridge Companion to John Cage / ed. by
D. Nicholls. Cambridge University Press, 2002. P. 85–99.
25. Pritchett J. The Music of John Cage. Cambridge (UK), N. Y.: Cambridge University Press,
1993. 223 p.
26. Taruskin R. No Ear for Music: the Scary Purity of John Cage // The Danger of Music and Other
Anti-Utopian Essays. Berkeley; L. A., L.: University of California Press, 2009. P. 261–279.
27. Taruskin R. The Oxford History of Western Music. Vol. V (The Late Twentieth Century). Oxford,
N. Y.: Oxford University Press, 2005. 586 p.