Черты стилистической и поэтологической общности К. Дебюсси и С. Малларме рассматриваются под углом зрения французской символистской эстетики. Цель статьи — показать, что креативность Дебюсси, утверждающая принципиально новую систему музыкальной выразительности, во многом родственна революционности поэтического творчества Малларме. В центре внимания находятся такие имманентные художественные метафоры и понятия символизма, как Невыразимое, Тайна, непознаваемая Идея; согласно символистской концепции творчества, духовные «истины» и «идеи» бытия, скрытые за видимостями конкретных явлений, могут быть выражены с помощью Суггестии, Намека, но также — посредством абстрактной Арабески как символистской аллегории Чистого искусства. В статье прослеживается, кáк именно эти, наиболее общие, принципы символизма способны формировать многомерный и вместе с тем отвлеченный характер художественного образа. Предпринята попытка показать, как суггестивно-неоднозначная глубина содержания и самоценная красота музыкального звука, поэтического слова могут образовывать напряженное поле взаимодействия даже в условиях одного произведения. В основе сравнительного анализа, сопоставлений и аналогий — фортепианные Прелюдии Дебюсси, поэтические сочинения позднего Малларме, их теоретические статьи и корреспонденция; главные положения статьи подкрепляются некоторыми концепционными идеями и образно-смысловыми параллелями творчества единомышленников Малларме и Дебюсси (П. Верлен, М. Метерлинк, О. Редон, Дж. Уистлер и др.), а также мыслями современных исследователей. Многие цитируемые источники фигурируют в русскоязычном искусствоведении впервые.
1. Бальмонт К. Д. Элементарные слова о символической поэзии // Критика русского символизма: в 2 т. Т. I. М.: Олимп,
2002. С. 246–267.
2. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 384–391.
3. Быков В. Новаторские черты фортепианного творчества Дебюсси // Дебюсси и музыка XX века. Л.: Музыка, 1983.
С. 137–173.
4. Ганслик Э. О музыкально-прекрасном: Опыт переосмысления музыкальной эстетики. 2-е изд. М.: ЛИБРОКОМ,
2012. 232 с.
5. Дебюсси К. Избранные письма. Л.: Музыка, 1986. 286 с.
6. Дебюсси К. Статьи. Рецензии. Беседы. М.; Л.: Музыка, 1964. 278 с.
7. Зенкин С. Пророчество о культуре (Творчество Стефана Малларме) // Малларме С. Сочинения в стихах и прозе.
М.: Радуга, 1995. С. 5–37.
8. Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства: в 2 т. Т. I. М.: Гилея, 2008. 429 с.
9. Кокорева Л. М. Клод Дебюсси: исследование. М.: Музыка, 2010. 494 с.
10. Кремлев Ю. А. Клод Дебюсси. М.: Музыка, 1965. 792 с.
11. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. М.: Музыка, 1975. 551 с.
12. Лонг М. За роялем с Дебюсси. М.: Сов. композитор, 1985. 157 с.
13. Малларме С. Сочинения в стихах и прозе. М.: Радуга, 1995. 568 с.
14. Мартынов И. И. Клод Дебюсси. М.: Музыка, 1964. 280 с.
15. Метерлинк М. Сокровище смиренных // Метерлинк М. Сокровище смиренных. Погребенный храм. Жизнь пчел. Самара: Агни, 2000. С. 21–111.
16. Моклер К. Импрессионизм: история, эстетика, мастера. 2-е изд. М.: ЛИБРОКОМ, 2011. 160 с.
17. Обломиевский Д. Французский символизм. М.: Наука, 1973. 299 с.
18. Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. М.: Изд-во МГУ, 1993. 512 с.
19. Рейтерсверд О. Импрессионисты перед публикой и критикой. М.: Искусство, 1974. 300 с.
20. Фридрих Г. Структура современной лирики. От Бодлера до середины двадцатого столетия. М.: Языки славянских культур, 2010. 344 с.
21. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Ж. Кассу, П. Брюнель, Ф. Клодон и др.; пер. с франц. Н. В. Кисловой, Н. Т. Пахсарьян, науч. ред. и автор послесл. В. М. Толмачев. М.: Республика, 1998. 429 с.
22. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М.: Прогресс, 1978. 232 с.
23. Anthologie de la poésie symbolist et décadente. Paris: Les Belles Lettres, 2009. 478 p.
24. Debussy C. Correspondance: 1884–1918 / réunie et annotée par F. Lesure. Paris: Hermann, 1993. 399 p.
25. Frangne P.-H. La négation a l’oeuvre. La philosophie symboliste de l’art (1860–1905). Rennes: Presses Universitaires,
2005. 371 p.
26. Huysmans J.-K. Ecrits sur l’art: L’Art modern. Certains. Trois Primitifs. Paris: Flammarion, 2008. 476 p.
27. Jankélévitch V. La musique et l’ineffable. Paris: Seuil, 1983. 194 p.
28. Jumeau-Lafond J.-D. «Du côté de l’ombre»: Debussy symbolist // Debussy, la musique et les arts. Paris: Skira Flammarion,
2012. P. 57–68.
29. Kaltenecker M. L’impressionnisme comme forme de vie: écoutes allemandes de Debussy dans les années 1920 // Debussy,
la musique et les arts. Paris: Skira Flammarion, 2012. P. 137–145.
30. Lecler E. L’opéra symboliste. Paris: L’Harmattan, 2006. 241 p.
31. Lucie-Smith E. Le Symbolisme. Paris: Thames & Hudson, 1999. 216 p.
32. Mallarmé S. Correspondance complete. Paris: Gallimard, 1995. 688 p.
33. Mallarmé S. Divagations // Stéphane Mallarmé. Igitur. Divagations. Un coup de dés. Paris: Gallimard, 2003. P. 79–417.
34. Marchal B. Le Symbolisme. Paris: Armand Colin, 2011. 240 p.
35. McGuinness P. Des decadents pleins d’énergie // Anthologie de la poésie symbolist et décadente. Paris: Les Belles Lettres,
2009. P. 7–29.
36. Nectoux J.-M. Harmonie en bleu et or. Debussy, la musique et les arts. Paris: Fayard, 2005. 255 p.
37. Rapetti R. Le Symbolisme. Paris: Flammarion, 2007. 319 p.
38. Rеdon О. Confidences d’artiste // Rеdon О. A soi-même. Journal 1867–1915. Paris: Librairie José Corti, 2011. P. 9–29.
39. Regards sur Debussy / Dir. Myriam Chimènes et Alexandra Laederich. P.: Fayard, 2013. 579 p.
40. Siewert J. Art, musique et esthétique du lieu dans les Nocturnes de Whistler // Turner Whistler Monet. K. Lochnan (dir.) Paris; London: RMN — Tate Publishing, 2004. P. 141–160.
41. Valéry P. Existence du symbolism // Paul Valéry. Oeuvres completes: in 12 vols. V. I. P.: Gallimard,
1957. 1872 p.